Почему дети так любят играть во врачей?
Во-первых, настал этап активной сюжетно-ролевой игры, когда ребенок активно подражает взрослым и включает в игру понятные ему сюжеты и роли.
Во-вторых, медицина – это одно из направлений деятельности взрослых, с которым малыш сталкивается буквально с первых секунд своей жизни. Плановые походы к врачу до года, диспансеризация в садике, вызов врача на дом при высокой температуре у младшего братика, ожидание мамы около кабинета зубного врача, мультфильмы и кинофильмы, посвященные данной профессии. Ребенку постоянно приходится сталкиваться с докторами в повседневной жизни. Неудивительно, что в какой-то момент крохе хочется примерить на себя «белый халат», ему становится очень любопытно, а каково это работать в больнице, что означает быть доктором, и что такое спасать жизни?
В-третьих, произошло событие, сильно впечатлившее малыша. Возможно, он впервые попал на осмотр к специалисту, с которым ранее не сталкивался. А может быть, во время прогулки ребенок наблюдал, как скорая помощь увозит старенького дедушку из соседнего подъезда, который всегда был так приветлив и угощал конфетами. В нашем случае, кстати, таким толчком стала плановая диспансеризация в саду, когда в группу пришло несколько докторов, которые осматривали малышей, слушали дыхание, брали кровь на анализы, а потом всю группу возили на УЗИ.
Так вот, когда все 3 вышеупомянутые компонента складываются воедино: возраст сюжетно-ролевой игры, ежедневный жизненный опыт ребенка и неожиданное, неординарное событие, тогда и появляется у малыша интерес примерить на себя профессию врача.
ИГРАЕМ ПРАВИЛЬНО!
Для того чтобы игра была по-настоящему развивающей, полезной и познавательной, но главное, интересной ребенку важно соблюдать ряд простых правил:
1. ПРОДУМЫВАЕМ СЦЕНАРИЙ
Это не означает, что Вам нужно создать сценарий «оскороносного» уровня с хронометражем сцен и репликами героев. Это всего-навсего означает помочь малышу структурировать и разнообразить игру. Если он решил сделать укол плюшевому мишке, то Вы, в качестве медсестры, сможете «напомнить» крохе, что место укола сначала нужно продезинфицировать, а после укола – закрыть ваткой. А вдруг сегодня мишка начал по-настоящему бояться уколов? Тогда Вам, как «маме» плюшевого пациента, необходимо попросить юного доктора разъяснить пациенту, что и зачем врач будет делать, объяснить, что укол – это не больно, а только неприятно, и нужно чуточку потерпеть.
Т.е. Ваша задача направлять игру и каждый раз чуть усложнять ее, конечно же, в соответствии с возрастом крохи. Вы можете импровизировать «по ходу пьесы», но лучше все-таки чуть заранее придумать главную «сюжетную линию», чтобы игра прошла по задуманному плану, а не получилась скомканной и спонтанно-неслаженной.
Также заранее Вы можете подготовить какие-то аксессуары (картинки, предметы), с которыми ребенок еще не знаком. Или вооружиться медицинскими терминами, названиями инструментов и т.д., чтобы превратить игру еще и в развивающее занятие.
2. ВЫБИРАЕМ ВРЕМЯ
Об этом мы уже часто говорили, напомним еще раз. Любое занятие, любая игра, любая тренировка должны гармонично вписываться в распорядок дня Вашего чада. Не настаивайте на игре, когда малыш хочет спать, голоден или находится в возбужденном эмоциональном состоянии. Причем возбуждена нервная система Вашего чада может быть не только от каких-то негативных эмоций, но и от положительных. Если ребенок чем-то сильно впечатлен, то не стоит пытаться переключить его внимание на плановую развивалку. Просто перенесите игру на следующий день. Если Вы решите пренебречь режимом дня или сиюминутным эмоциональным состоянием ребенка, то ничем хорошим это не закончится, кроме как грандиозной истерикой малыша и стрессом мамы.
3. ПОДДЕРЖИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВ
Частая ошибка родителей – это поддержание однообразной игры. Например, игрушечный пациент приходит к доктору, доктор мерит температуру, смотрит горло и выписывает рецепт на лекарства. Все, вроде бы, хорошо… одно НО! Этот сценарий повторяется каждый раз, когда ребенок играет в «Больницу». Неудивительно, что через неделю малыш и слышать не захочет об игре в «Доктора». Понятно, что ребенок должен знать последовательность действий, которые осуществляет врач, принимая пациентов. Только одно НО! Врачи бывают разными (терапевт, окулист, хирург, эндокринолог, стоматолог, ЛОР и т.д.) и пациенты обращаются за помощью к медперсоналу с абсолютно разными проблемами (у кого-то болит живот, а у кого-то голова, у кого-то ангина, а у кого-то кариес). Поэтому один, постоянно повторяющийся, план игры просто не в состоянии проиллюстрировать все многообразие возможных ситуаций.
Решение здесь очень простое – импровизация! Представьте себе, идет обычный прием у Вашего юного доктора, он привычно слушает дыхание и мерит температуру игрушечному пупсу, как вдруг в комнату, прихрамывая, вбегает папа и говорит что-то типа «Доктора! Скорее доктора! Я плавал в море, и меня укусил за палец краб! Доктор, Вы представляете, прямо за большой палец ноги своей клешней, как цапнет!». Первой реакцией ребенка, скорее всего, будет оцепенение. А дальше он начнет играть по штампу, как привык – послушать дыхание, проверить горло, выписать рецепт… Только у папы-то травма. Мама-медсестра должна вовремя подсказать доктору, что возможно, в данной нестандартной ситуации больше подойдет перевязка. А на завтра бабушка может пожаловаться на давление. Послезавтра ребенок сможет побывать в роли детского врача, осмотрев новорожденного братика. А еще через день ветеринаром, ведь мама засомневалась, достаточно ли пушистый хвост у кота Васьки, может быть ему кошачьих витаминок попить? Такой формат игры, согласитесь, куда интереснее и познавательнее! И уже через пару игр в подобном ключе Ваш ребенок станет не только пассивным наблюдателем и исполнителем чужих идей, а будет самым активным участником действия.
СОЗДАЕМ ИДЕАЛЬНУЮ СРЕДУ!
После того, как Вы увидели заинтересованность малыша в игре, этот интерес можно и нужно поддержать. Ведь сюжетно-ролевая игра для дошкольника – это главный вид деятельной активности, способствующей развитию, обучению, пониманию процессов и событий, а также осознанию социума и своего места в нем.
У родителей есть несколько вариантов, которые помогут Вам создать вокруг крохи среду, способствующую изучению устройства и функционирования больницы, знакомству с самыми разными специализациями профессии доктора, получению навыков корректного общения с медперсоналом:
1. СМАСТЕРИТЬ ИГРОВЫЕ АКСЕССУАРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Вы можете шить костюмы, лепить медицинские инструменты, вырезать, клеить и рисовать декорации для медкабинета. В общем творить всем доступными способами! Причем творчество обязательно должно быть совместным с ребенком. В процессе создания аксессуаров обязательно объясняете, что и для чего Вы делаете, обсуждайте с малышом нюансы функционирования больницы и работы медперсонала.
2. КУПИТЬ ГОТОВЫЕ ИГРОВЫЕ НАБОРЫ «ДОКТОР» И «БОЛЬНИЦА».
Если же Вы работаете или у Вас просто не хватает времени на рукотворные аксессуары, то можно воспользоваться уже готовыми решениями. Благо, современная игрушечная индустрия предлагает широчайший ассортимент игрушек для данного типа сюжетно-ролевой игры.
КАКИМИ ВООБЩЕ БЫВАЮТ ИГРУШКИ ИЗ СЕРИИ «ДОКТОР» ИЛИ «БОЛЬНИЦА»?
1. НАБОРЫ ДОКТОРА:
В массе своей игровые наборы «Больница» - это пластиковые аксессуары, имитирующие базовые медицинские инструменты (фонендоскоп, шприц, молоточки, пинцет, пробирки, градусник, флакончики лекарств, бэйджики и т.д.). Аксессуары могут быть упакованы в докторский чемоданчик или устанавливаться на медицинскую тележку.
Тележки доктора в основном двухъярусные. Они очень легкие, простые в сборке, в наборе с аксессуарами (игровые элементы всегда достаточно простые и крупные, пригодные для игр детям от 3 лет). Некоторые тележки доктора оснащены звуковыми и световыми эффектами.Чемоданчики доктора гораздо компактнее, хотя обычно содержат сходные с тележками аксессуары. Чемоданчики легко хранить благодаря небольшим размерам, и всегда можно взять с собой в детский садик или в поездку. В основном такие наборы пластиковые, но иногда встречаются и в линейках производителей деревянных развивающих игрушек.
2. НАБОРЫ ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА:
Конечно же, ветеринар – это тоже доктор, только для животных. Поэтому мы решили вывести игрушки, посвященные данной специальности в отдельный блок. Тем более, что сюжетно-ролевые игрушки серии «Ветеринар» представлены не только игровыми наборами, аналогичными представленным выше. Например, Playmobil очень предлагает целую линейку конструкторов, посвященных ветеринарной службе
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЕЩЕ НЕМНОГО ОБ \"ИГРУШЕЧНЫХ ДОКТОРАХ\" И БОЛЬНИЦАХ…
Конечно же, уколы никогда не будут безболезненными, лекарства – сладкими, а «люди в белых халатах» - до конца понятными... Однако если у ребенка появится возможность по собственному желанию погрузиться в больничную атмосферу, побывать по «ту сторону» стола в медкабинете, изучить предметы, которыми оперируют доктора, то и открытого страха перед медперсоналом и больницами тоже не будет. Кроха просто усвоит для себя неписанные правила поведения и закономерности в работе специалистов.