С этой версией связана красивая легенда: якобы когда в семьях наших предков рождался ребёнок, они приглашали в дом гостей и делили между ними каравай свежеиспечённого хлеба. Первую его часть выделяли новорождённому, что символизировало передачу ему жизненных благ: отныне он тоже был «с частью».
Другие исследователи считают, что слово «счастье» произошло от «сейчас», что указывает на быстротечность и непостоянство этого состояния. А правда состоит в том, что обе эти версии характеризуют счастье – просто с разных сторон. Хотя граней и оттенков у него гораздо больше.
Анатомия счастья
Ольга Скороходова (33 года) несколько лет назад победила рак и занялась волонтёрством. Сейчас она много путешествует и мечтает сделать мир лучше.
«Мне кажется, что до болезни я не задумывалась о счастье, – говорит она. – У меня была цель – карьерный рост, независимость и уверенность в себе. Во время лечения для меня счастье было в моменте – вот в том моменте, в котором я существую.
Потому что болезнь быстро снимает шоры с глаз и обнажает правду: если ты не будешь жить, твоя карьера никому не нужна. Это была осень, и я впервые за всю жизнь увидела, какие красивые деревья, как листья шелестят под ногами, как они красиво падают с деревьев. Для меня это было открытие: какой, оказывается, красивый мир вокруг нас. И после этого для меня неотъемлемой частью счастья стало именно созерцание природы. Я поняла, что вообще очень люблю природу и она делает меня счастливой.
Сейчас мне кажется, что счастье – это гармония в душе. Но я не знаю, как её достичь. Как сделать так, чтобы счастье было постоянным? Постоянно быть в гармонии невозможно, очень много факторов в жизни влияет на нас. Значит, нужно учиться ловить момент спокойствия, гармонии и счастья и успевать насладиться им, потому что он скоротечен. То есть успеть его заметить. Это самое главное. Например, ты можешь быть счастлив утром, едва открыв глаза, но не почувствовать этого. Потому что просто соскочил и побежал, не зафиксировал момент, упустил его.
Что нужно изменить в жизни, чтобы сделать меня счастливой? Думаю, в первую очередь необходимо духовное развитие. Идеал счастья для меня – быть счастливой самой с собой, независимо от внешних обстоятельств. Но для этого необходима большая внутренняя работа.
В этом году я две недели провела на острове Валаам. И это был потрясающий опыт. Потому что там всё «мирское», всё внешнее кажется настолько ненужным, мелочным, такой шелухой. На первый план выходит внутреннее состояние. Настоящая жизнь – она издревле не поменялась, суть её всегда одна и та же. Мы рождаемся, живём и умираем. Чтобы жить – мы едим, чтобы есть – мы работаем. Я утрирую, конечно, но так будет понятнее. И вот на эту элементарную цепь общество потребления навесило столько ненужного, убедив нас, что без этого мы не будем счастливы. Мы из кожи вон лезем, чтобы купить себе крутую машину, айфон и что‑нибудь ещё. И мы настолько привыкли к этому, что считаем правдой жизни.
На Валааме я физически трудилась за еду и жильё. Целый день находилась на природе и чувствовала себя счастливой.
Это очень простая жизнь внешне и очень многогранная изнутри. Когда исчезают все внешние атрибуты «счастья», ты остаёшься наедине с собой. И Богом. Тогда ты можешь чувствовать Его.
Многие люди живут там очень долгое время. А те, кто побывал однажды, делают всё, чтобы попасть туда снова. Даже увольняются с работы и приезжают жить на Валаам. Там душе хорошо. Может, в этом и есть счастье?..»
Биохимия счастья
Юлия Бахмутова, заведующая эндокринологическим отделением городской поликлиники Белгорода:
«Нашим настроением управляют гормоны. К основным гормонам счастья относится, например, эндорфин. Он вырабатывается в нейронах головного мозга и вызывает кратковременное чувство радости и эйфорию. Наша шишковидная железа производит ещё один важный гормон – серотонин. Он отвечает за общий эмоциональный фон и настроение. Желание заботиться об окружающих обеспечивает вазопрессин, а уровень тревоги и напряжения снижается благодаря гормону окситоцину – оба вырабатываются в гипоталамусе. А ещё есть дофамин – гормон, вызывающий чувство уверенности в себе.
Нехватка хотя бы одного из перечисленных гормонов может вызвать не только ухудшение настроения и потерю уверенности в себе. Возможны тревога, апатия и даже психические расстройства.
Поэтому счастьем в медицине, в частности в эндокринологии, можно назвать гормональное равновесие – гармонию физического и психического состояния человека.
Снизить выработку гормонов счастья могут любые хронические заболевания, истощающие здоровье. В основном это заболевания гипофиза, гипоталамуса, шишковидной железы, надпочечников и других желез. Конечно, без острой необходимости в работу гормональной системы лучше не вмешиваться.
Однако существуют безопасные способы поддержать внутреннюю «биохимию счастья». Они просты и давно известны: нормализация режима сна и бодрствования, исключение никотина и алкоголя, повышение физической активности. Помогут также солнечные ванны, ароматерапия и массаж. А ещё – чаще обнимайте близких.
Выработку гормонов счастья повышают и некоторые продукты, например шоколад, клубника, ананасы, бананы, апельсины и чёрная смородина. А инжир, финики, томаты, молоко, сливы, соя и всё тот же шоколад содержат много особой аминокислоты – триптофана, который способствует образованию серотонина. Выработку гормонов также повышает приём витаминов и микроэлементов: D, C, E, селена, цинка, магния».
Психология счастья
Светлана Бутенко, психолог, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов России:
«Счастье – очень индивидуальное внутреннее состояние. Его часто описывают как момент эйфории, лёгкости, внутренний подъём энергии, ощущение бабочек внутри. Но жизнь не стоит на месте: меняются события – меняется наша эмоциональная реакция на них, и распространённое представление о счастье как о бесконечном удовольствии в корне неверно. Оно приводит к искажению жизненных целей, когда некоторые люди стремятся избежать проблем, тревог и забот. В результате, убивая печали, они убивают и радость от их преодоления.
Поэтому счастливой жизнью логично считать ту, в которой моментов счастья было больше, чем моментов несчастья.
Часто мои клиенты жалуются на свою несчастливую жизнь, но при этом они не знают, что может сделать их счастливыми. Представление о счастье складывается из картинок в «Инстаграме» или рассказов знакомых, зачастую приукрашенных. В результате возникает внутриличностный конфликт: то, чему радуются другие, мне не приносит удовольствия.
Счастье – это ощущение полной удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости. В моменты удовольствия в головном мозге образуется дофамин, так называемый гормон счастья. Кембриджский профессор Шульц доказал, что дофамин выделяется клетками мозга не в тот момент, когда мы получаем желаемое, а тогда, когда мы только осознаём или догадываемся о том, что получим. Например, девушка испытает радость, если ей подарит цветы тот мужчина, который ей нравится, не потому, что она хотела цветы (ведь она их могла и сама купить), а потому, что для неё это осознание того, что симпатия взаимна, и понимание того, что у неё есть шанс на отношения с этим мужчиной. Или менеджер, перевыполнивший план продаж, испытывает радость не от самого факта перевыполнения, а потому, что для него это осознание своей результативности, понимание того, что он получит премию и сможет улучшить качество своей жизни, догадки о том, что, возможно, его повысят.
Счастье – это очень индивидуальное внутреннее состояние, которое формируется нашим мировоззрением и нашими жизненными убеждениями. Поэтому источник счастья логично искать всё‑таки в себе.
Никто и ничто не сделает нас счастливыми. Счастье – это прежде всего отсутствие привязки к материальным вещам (куплю квартиру – буду счастлив, но, когда покупается квартира, она почему‑то не наполнена счастьем) или людям (выйду замуж, буду счастлива, но выходит замуж и всю жизнь старается быть хорошей, чтобы муж не ушёл – и где тут счастье?).
Для того чтобы быть счастливым, нужно прекратить погоню за синей птицей счастья и учиться наслаждаться моментом. Учиться быть благодарными жизни за то, что у вас есть, вместо того чтобы переживать по поводу того, чего у вас нет.
Учиться оценивать свои победы в формате собственных достижений, а не сравнивать себя и свою жизнь с другими. Принимать свою «неидеальность», делая из неё «индивидуальность». Учиться брать ответственность за события в своей жизни и преодолевать трудности.
Счастье – это жизненный навык, который нужно развивать в себе».
Философия счастья
Тамара Липич, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и теологии БелГУ:
«Гедонистическая линия, которую заложил Эпикур с его определением счастья как череды удовольствий и наслаждений, во многих слоях общества сейчас доминирует. Мы живём в эпоху потребления, но чем больше потребляем, тем больше хочется.
Некоторые возражают: а что это за счастье в преодолении трудностей? Может, продолжим потреблять и будем счастливы? Но не всё так просто. Если сравнить западный взгляд на счастье, опирающийся на либеральные и утилитарные ценности, и наш русский подход, в основе которого лежит православная традиция, то получится противопоставление материального благополучия духовному.
Однако в разное время люди по‑разному отвечали на вопрос о том, что такое счастье. И приходили к разным выводам. Например, древние греки, в частности Демокрит, считали, что счастье не зависит от богатства и социального статуса. Так на арену выходит понятие долга. В это же время формируются и другие представления о счастье. Например, у Эпикура и Аристиппа счастье – это удовольствие. Но по их представлениям, к этому состоянию ведут не какие‑то события, а правильное отношение к ним. Выработаешь правильное отношение – будешь счастлив. И Диоген пошёл по этому пути – поселился в бочке и жил очень аскетично, потому что для него счастье было победой над порабощающими страстями.
А начиная с Сократа, произошёл поворот к человеку, и счастье стало пониматься как внутренняя свобода.
Философы делают попытку определить счастье через самого человека, а не через внешние обстоятельства. Однако Платон говорит уже немного по‑другому: для него счастье – это некая прекрасная жизнь, которая позволена не всем, а только избранным. Далее идёт Аристотель, который утверждает, что счастье является высшей целью человеческой жизни, целью целей.
Средневековые мыслители считали счастьем близость к Богу. У Фомы Аквинского счастье как блаженство становится целью человеческих устремлений. А вот Монтень пошёл дальше – он говорил о важности нравственного долга и добродетели. По его мнению, человек должен воспитывать себя для счастья, и его главная задача – быть достойным гражданином.
В эпоху Просвещения, когда человек рассматривался как винтик государства, он должен быть счастлив, выполняя эту свою роль. Но Кант опять обращается к человеку и нравственному закону внутри него: долг главенствует над всем, а счастливым достоин быть только человек с высокими моральными принципами.
Русская культура, основанная на православных ценностях, сформулировала своё определение счастья: оно возможно, если ты будешь относиться с любовью к ближнему.
И достигнуть этой цели можно, лишь пройдя по пути духовного самосовершенствования. По представлению православного человека, счастье – во внутренней свободе, в подчинении страстей. Лишь победив их внутри себя, человек получает дар различать добро и зло и наслаждаться счастьем, которое определяется как благостное спокойствие.
В любом случае способность быть счастливым связана прежде всего с теми ценностными ориентирами, которые человек накапливает в течение жизни. А главным двигателем человечества по пути к приобретению счастья является, как считают многие, любовь».
Счастье – это…
«…когда происходит что‑то хорошее и человек радуется. А ещё когда у тебя есть всё, что ты хочешь. Когда говорят что‑то приятное. Когда папа подарил маме цветы, а она его целует и обнимает. Когда мама шьёт мне рукавички на зиму. Когда человек в кафе признаётся в любви. Когда люди мирятся и договариваются больше никогда не ссориться» (Камелия Черкасова, 6 лет);
«…когда ты понимаешь, что достиг даже самой незначительной цели и почувствовал, как это здорово. А ещё когда сбываются самые сокровенные мечты – одна за другой» (Роман Мирошников, 20 лет);
«…когда здоровы твои дети и родные; видеть, как они улыбаются. А ещё успехи детей. Моя старшая недавно целых три кубка на танцевальном конкурсе выиграла – я аж плакала от счастья. А сегодня младшие близнецы крепко спят весь день – я столько дел успела по дому сделать, и это тоже счастье» (Юлия Кикина, многодетная мама, 37 лет);
«…в первую очередь это моя семья. Когда дети и внуки тебя не забывают, заходят проведать. Что ещё нужно старому человеку? Деньги? Нужны, конечно. Их всегда не хватает. Но важнее, чтобы семья была. А остальное – приложится» (Евдокия Порохня, 79 лет).