«Задача – открыть все двери: чтобы через все двери был вход и выход. Это ещё больше ускорит прохождение транспорта по выделенным полосам. Быстро мы это сделать не можем, поэтому предлагаем поэтапный процесс перехода к такой модели», – озвучил идею начальник департамента цифрового развития Белгородской области Евгений Мирошников.
Первый этап – приучить пассажиров входить в салон автобуса через переднюю дверь и сразу при входе оплачивать проезд. Это по‑прежнему можно сделать как банковской картой, так и наличными. Но при оплате наличкой пассажир должен взять у водителя чек, подтверждающий оплату. Он понадобится для контролёров, которые тоже должны появиться в общественном транспорте.
Второй этап – внедрение системы check-in/check-out. Речь идёт о проезде за пределами города, где включается покилометровая оплата. Предполагается, что пассажир уже при входе приложит карту к терминалу, чтобы GPS зафиксировал место его посадки, и то же проделает при выходе. Тогда система автоматически сосчитает, сколько километров проехал человек и сколько в итоге должен заплатить за проезд.
На третьем этапе пассажиры смогут входить и выходить через любую дверь в автобусе. К этому времени весь пассажирский транспорт должны оборудовать терминалами оплаты.
«Когда мы постепенно приучим жителей к такой модели и внедрим систему контролёров, мы сможем обеспечить вход и выход во все двери. Все двери должны быть оборудованы терминалами. Это позволит нам максимально увеличить скорость работы общественного транспорта», – заявил Мирошников.
Безналичную систему оплаты в Белгородской агломерации (Белгород и пригород) внедряют с 2019 года. За три месяца эксперимента число пассажиров, расплачивающихся картой, выросло с 10 до 70 %. Но и этого показателя, по мнению гендиректора ЕТК Александра Васильченко, недостаточно:
«Сегодня мы достигли показателей 70 на 30 % , и в этих 30 % до сих пор скрывается неучтённая выручка, за которую бьётся перевозчик. Наша задача – обеспечить 100%-ный учёт. Как это сделать, ведь пассажир не всегда берёт билет за проезд? Решение уже есть, и уже сейчас мы начинаем его реализовывать: с 1 марта мы вводим оплату при входе».