О технической стороне
«О «Зуме» узнала от коллеги, которая уже несколько лет успешно использует его для дистанционного обучения деток с ограниченными возможностями здоровья. Мы с моими крошками опробовали эту платформу ещё на весенних каникулах, и она нам пришлась по душе: простая, лёгкая, удобная, не требует специальной установки программы для детей, с хорошим функционалом.
Процесс наладился буквально с третьего учебного дня, и теперь у нас всё строго по нашему расписанию: в 8:30 все должны быть в эфире, в 8:40 – утренняя встреча с детьми. Работать мы пробовали по‑разному, в итоге самым удобным для нас оказалось получение инструкций, разъяснения и разбор сложного или нового материала. Часто это, конечно, математика. На втором месте русский язык. Каждая встреча длится 15–20 минут, да и то не всегда нужно смотреть в экран: можно просто слушать, делать записи.
Группа в «Вайбере», которая у нас действует со 2-го класса, теперь стала рабочей группой. Мы с ребятами разработали общие правила общения – условные сигналы, которые не засоряют чат и дают возможность быстро находить нужное и важное. Дети очень серьёзно отнеслись к правилам и, бывает, даже мне о них напоминают. До вечера мы можем все вместе поболтать в чате, а в 20:00 чистим его и готовы к новому учебному дню.
Чуть позже у нас появились три подгруппы взаимопомощи, где можно и помощь попросить, и поработать в группе на уроке, и просто поболтать. К слову, детки меня пригласили в свои группы: чувствую, пока доверяют».
О родительском собрании
«1 апреля провели в «Зуме» родительское собрание. Спасибо замечательным родителям моих детей: они поддержали нас в нашем выборе. А как было интересно наблюдать, когда детки помогали мамам и папам не опоздать на собрание: настраивали технику, советовали, как лучше говорить и куда смотреть. Нам казалось, мы уже специалисты в «Зуме», а многие родители видели его впервые.
Собрание получилось немного волнительным, но очень добрым: для всех нас это была новая форма общения. Мы постарались сразу обсудить все вопросы и предложения и прийти к общему мнению. Кажется, у нас получилось. Серьезных проблем не возникало. Конечно, было бы идеально, если бы технические устройства у всех детей были примерно одного уровня. Но опять же спасибо родителям: у каждого ребёнка в моём классе есть возможность общаться онлайн».
О домашних заданиях
«Проверка домашних заданий занимает много времени, но мы уже подстроились: детки шлют их в «Вайбере», а я по ходу проверяю. Для нас эта форма оказалась самой доступной и удобной, чтобы не зависеть от родителей. У нас договор: просить их только при крайней необходимости. Есть я, и я всегда на связи, а родителям и своей работы хватает.
Дети не «забивают» на домашку. Все письменные задания, включая домашние, обычно до 14:00 уже не только сделаны, но и проверены. Успеваемость хуже не стала. Объём заданий немного уменьшился, но это и понятно, ведь по сути вся работа теперь стала домашней. По изо, технологии, музыке и физкультуре задания носят творческий характер и практически не вызывают затруднений.
Дополнительно детям остаётся повторить правила, выучить стихотворение (как без этого?), что‑то почитать. По желанию выполняем задания на платформах «Учи.ру» и «Яндекс.Учебник». Помимо уроков, занимаемся творчеством: рисуем, клеим, снимаем ролики, делаем коллажи и т. д.
Ещё до дистанционки мы облюбовали форму аудио- и видеоначиток: читаем стихи, отрывки их произведений, отвечаем на вопросы, пересказываем, рассказываем правила и т. д. В нынешних условиях это нам очень пригодилось.
Детям нужно чередовать виды заданий, нужна смена видов деятельности. Обязательно – разминки и, конечно, строгий учёт времени использования гаджетов. У нас уже целая коллекция собственных разминок и физминуток в условиях дистанционного обучения. Не забываем о здоровьесберегающих технологиях.
Карты уроков делаю сразу на неделю, но всегда приходится что‑то изменять и добавлять. Иногда пользуюсь готовыми презентациями, но всегда вношу коррективы, потому что у каждого своё видение урока. Благо, сейчас много разных видео и презентаций, но хорошее надо хорошенько поискать – не всё подходит к нашей программе.
Лично у меня много времени уходит на составление карт уроков, соответственно, и усталость чувствуется. Больше всего тревожат глаза, потому что всё приходится делать, глядя в экран. Но есть одно «но»: если бы вы пообщались с моими крошками, вы бы поняли, откуда у меня берётся энергия и желание делать больше».
О неформальном общении и скучашках
«Каждый день вечером мы с детьми встречаемся в том же «Зуме», но по желанию: если есть вопросы, было много ошибок или т. д. Но в основном – просто чтобы пообщаться, нам так этого не хватает! А так как мы с детками очень любим литературное чтение, то наши добровольные вечерние встречи обычно заканчиваются обсуждением книг и чтением отрывков. И это здорово, мне кажется.
Мне очень не хватает детей. Так хочется их обнять, посмотреть в их добрые глаза, увидеть во взглядах поддержку и понимание. Не хватает доски с мелом, шумных и весёлых перемен, нашей привычной школьной суеты. Сейчас особенно понимаешь, как это ценно и важно. Несмотря на то что мы достаточно слаженно работаем на дистанционке, я очень хочу к детям. Ничто не может заменить живое общение с маленькими энерджайзерами».
Преподаватель Белгородского госуниверситета Андрей (имя изменено):
О системе
«У нас всё изначально начиналось как асинхронное обучение: студенты должны заниматься по электронному методическому комплексу, причём они могут, грубо говоря, пройти весь курс за день, а могут заниматься от занятия к занятию. Преподаватель при этом на связи, отвечает на вопросы, проверяет задания. Но наше обучение из‑за некоего формализма (а именно – контроля за студентами и преподавателями) превратилось в синхронное, когда преподаватель проводит занятие буквально по расписанию: если пара в 10:15 и 14:00, в это время я занятие и провожу. Если я не зайду в это время в «Пегас», мне скажут, что я вообще не работал. Хотя даже в те дни, когда у меня вообще нет занятий, я всё равно сижу в «Пегасе» круглосуточно.
«Пегас» – это система дистанционного обучения. В нём я делаю электронный комплекс с лекциями, заданиями, тестами и т. д. В нём же есть электронный журнал с возможностью поставить оценку, есть возможность общения между студентом и преподавателем. Вопрос в том, как это организовано и как это поддерживается. Например, часто в «Пегас» никто не может зайти, и мы со студентами, потыкавшись в неработающую видеоконференцию, уходим в скайп. Или студент делает тест на время, а «Пегас» снова рухнул: попытка срывается, и система ставит ноль баллов. Думаю, все системы виртуального обучения не были готовы к тому, что сейчас происходит».
О студентах
«Кроме того, у студента всегда есть возможность сказать, что он не был на паре, из‑за отсутствия технической возможности: не работал микрофон или камера, отключили свет, Интернет и т. д. Куча возможностей для халтуры. Я не могу никого спросить на занятии, потому что они мне пишут: у меня нет микрофона. Что касается выполнения домашней работы, студенты, конечно, могут всё списать. Например, я даю тест одной группе, а уже следующая группа вся пишет его на 100 баллов. Сделать разные тесты к каждому занятию на все 4 группы просто нереально. К тому же за эту работу никто не платит: электронно-методические комплексы просто должны быть, и мы делаем их просто так — вынь да положь. У меня много вопросов к этой системе.
Тот, кто был ответственным во время очного обучения, тот и сейчас ответственно подходит к выполнению заданий. Такие студенты в принципе иначе подходят к обучению и занимаются не просто ради оценки, а действительно ради знаний. И их довольно много. Но довольно много и тех, кто получает образование только ради диплома: делают всё как‑нибудь, лишь бы это зачлось. Я не могу сейчас делать вывод о том, улучшилась или ухудшилась успеваемость. Я бы сказал, что стало сложнее учиться тем, кто хочет, и легче стало не учиться тем, кто и так не учился.
Работы за компьютером, разумеется, стало гораздо больше, как и отчётности. Плюс прибавилось количество чатиков в разных мессенджерах и соцсетях, которые постоянно щёлкают. И у студентов стало очень много цифровой возни, которой раньше просто не было: надо списаться с преподавателем, понять, где сегодня будет идти видеоконференция и т. д. Старосты сейчас просто вешаются».
О будущем
«В целом же развитие технологий дистанционного обучения – это очень перспективно. Комбинирование аудиторных и дистанционных занятий – мне кажется, за этим будущее. Технологии уже внутри университета: например, в аудиториях есть мониторы, с помощью которых мы делаем свои выступления мультимодальными – и рассказываем, и показываем. Технологии дают новые возможности. Это инструмент, которым нужно научиться правильно пользоваться.
То, что дистанционные технологии подвинут аудиторное образование, давно напрашивалось. Не знаю, зачем до сих пор существуют библиотеки, если давно можно выдавать студентам электронные книги. Ряд заданий тоже не обязательно выполнять в аудитории – можно дистанционно. Но тут слишком много философских вопросов. К примеру, не начнут ли в итоге лишать аудиторных часов и ставок или сокращать за ненадобностью преподавателей, которые сейчас бесплатно создают все эти электронно-методические комплексы?
Я бы не сказал, что живое общение в аудитории священно. Лингвист Роман Якобсон выделил шесть функций языка, из них только одна – референтивная – служит именно для передачи информации. Но что может написанная на бумаге лекция? В ней есть только эта референтивная функция. А что может живая лекция? Конечно, это очень сильно зависит от преподавателя. Живая лекция – это почти стендап, это жанр, к которому ты готовишься, это сродни энергии артиста на сцене. Это всегда интерактивно и злободневно. В живых лекциях есть место всем шести функциям языка. Очевидно, что лекция написанная и живая – совершенно разные вещи».
Фото: Павел Колядин