Искусству корриды посвящены 38 офортов Франсиско Гойи и 93 литографии Пабло Пикассо.
Этот проект продолжает серию выставок, проведённых в Белгородском художественном музее совместно с московской компанией «Артгит». В 2016 году прошла выставка «Сальвадор Дали. Священное послание», а в 2018-м – «Роковая встреча. Ван Гог и Гоген».
«Франсиско Гойя и Пабло Пикассо известны не только как великие художники, но и как большие знатоки истории и мира корриды, – сказала куратор выставки, младший научный сотрудник выставочного отдела музея Евгения Терентьева. – Представленные у нас их работы в основном навеяны опытом собственных переживаний и эмоций, творческим вдохновением от событий на аренах, свидетелями которых они были».
Оба художника были фанатами корриды, но по‑своему. Представленная в Белгороде серия офортов Гойи, созданная в 1814–1816 годах, известна в мировом искусстве под названием «Тавромахия». Это греческое слово значит буквально «бой быков».
Эти работы отличает документальность, историческая точность. Гойя считал важным сохранить в истории имена известных тореадоров, их технические приёмы борьбы с быком, победы и поражения. Типичные названия офортов – «Дерзкий поступок Мартинчо на арене Сарагосы», «Мариано Себальос, по прозвищу Индеец, убивает быка с седла», «Пикадор верхом на другом тореро поражает быка», «Трагическая смерть Пепе Ильо на арене Мадрида».
Гойя рассказывает об истории корриды. В Испанию она пришла из Мавритании, в виде обычной крестьянской охоты на быков для добычи пищи. Огнестрельного оружия не было, охотились вручную. В Испании это стало искусством и зрелищем. Одна из работ Гойи в Белгороде – «Отважный мавр Газуль был первым, кто боролся с быками по правилам».
«Этот проект, который мы представляем белгородцам, во‑первых, безусловно просветительский. А во‑вторых, когда и как бы мы в этом году смогли ещё попасть в Испанию?» – отметила учёный секретарь музея Алла Селютина.
Пабло Пикассо знал и рисовал корриду с восьмилетнего возраста. В Белгороде выставлены работы 1950-х годов.
«На протяжении жизни он интересовался цирком, балетом. И в своё время пришёл к выводу, что бой быков как зрелище, полное риска, ловкости и богатых красок, может с лихвой компенсировать его прежние страсти, – рассказала Евгения Терентьева. – В послевоенные годы Прованс переживал новую вспышку интереса к бою быков, и на древнеримских аренах стали часто проводиться корриды. Порой друзья Пикассо устраивали их в его честь».
В отличие от Гойи с его фотографической точностью на литографиях Пикассо изображены эмоции.
«Живопись – занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует», – говорил художник.
Выставка будет идти до 26 июля.
Фото: Олег Гончаренко