Предполагается, что это поможет легализоваться и комфортно вести предпринимательскую деятельность тем, кто сейчас работает как фрилансер. Всё просто: регистрируешься онлайн на одной из платформ и платишь 4 или 6 %. Никакой отчётности, никаких кассовых аппаратов.
Кто эти самозанятые
Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров определил самозанятых как «лиц, у которых нет работодателя и наёмных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности».
В УФНС по Белгородской области рассказали, что переход на новый специальный налоговый режим – дело добровольное. Он подходит тем, кто удалённо работает через электронные площадки, оказывает косметические, юридические, бухгалтерские услуги на дому, сдаёт квартиру, проводит праздники за плату, занимается ремонтом и стройкой, водит такси и грузовые машины, реализует собственную продукцию.
«НПД позволяет гражданам легализовать предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести её в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме. Его можно совмещать с работой по трудовому договору, зарплата при расчёте налога не учитывается, а трудовой стаж не прерывается, – говорится в ответе управления УФНС на редакционный запрос «Белгородской правды». – Регистрация в качестве ИП для плательщиков НПД не обязательна».
Чтобы официально стать самозанятым, необходимо зарегистрироваться в бесплатном мобильном приложении «Мой налог», на сайте ФНС России, через банк или на портале «Госуслуги». Ставки налога зависят от того, кто перечислил доход самозанятому: 4 % – если это физическое лицо и 6 % – если лицо юридическое. Налоговый режим будет действовать 10 лет, в этот период ставки не изменятся.
Как пояснили налоговики, от плательщика требуется только формирование чека по каждому поступлению от деятельности, облагаемой НПД. Квитанция формируется автоматически в приложении «Мой налог». Его нужно уплатить до 25-го числа следующего месяца. НПД можно платить, пока сумма годового дохода не превысит 2,4 млн рублей. Ограничений по сумме месячного дохода нет. При этом закон чётко определяет те сферы, в которых не могут работать самозанятые предприниматели:
— продажа подакцизных товаров (таких как алкоголь, бензин) и товаров, которые подлежат обязательной маркировке;
– перепродажа товаров и имущественных прав;
– добыча и продажа полезных ископаемых;
– доставка;
– работа в интересах другого лица на основе договоров поручения.
По данным УФНС, до 1 июля 2020 года в Белгородской области в качестве самозанятых зарегистрировались 3,5 тыс. белгородцев, которые ранее вели свою деятельность в тех регионах, где новый налоговый режим действовал в качестве эксперимента. Только за июль 2020 года самозанятыми зарегистрировались 1,7 тыс. жителей региона.
Самозанятыми выгодно оформиться тем, у кого доход от бизнеса зависит от сезона.
И опять про фрилансеров
Новый налоговый режим можно назвать очередной попыткой вывести из тени надомников и свободных художников, и для Белгородской области она не первая. Серую занятость попытались искоренить в 2015 году. Федеральная служба по труду и занятости заключила с правительством Белгородской области соглашение, что за год регион легализует без малого 55 тыс. человек, или 6 % от всего трудоспособного населения области (тогда почти 897 тыс. человек). Почему именно столько – не уточнялось, но в это количество включили всех: от нелегальных строителей до надомных мастеров маникюра и переводчиков, работающих дистанционно.
Кампания носила далеко не добровольный характер: местные органы власти совместно с пенсионным фондом и налоговой инспекцией составляли списки людей, не имеющих официального источника дохода. В него попали и индивидуальные предприниматели, которые перестали платить налоги, и люди, сдающие квартиры. В случае наличия в штате нелегального наёмного работника предпринимателю предлагали оформить трудовой договор, а тем, кто работает на себя, – официально открыть ИП.
В тот год отчитались о перевыполнении плана. И на 2016-й ставили цель найти то 24 тыс., то 30 тыс. человек. Цифры в отчётах и планах чиновников постоянно менялись, как и категории тех, кого нужно посчитать. Из этого следует, что точного количества белгородцев, работающих неофициально, никто не знал и не знает.
«Кто‑то считает, что у нас их 50 тыс. человек, кто‑то – 70 тысяч. Я считаю, что у нас их 100 тыс. человек, исходя из баланса движения средств по доходам и расходам соответственно, а также учитывая их принадлежность к ФОМС, пенсионному фонду и так далее», – озвучил на заседании облдумы вице-губернатор – начальник департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик в конце 2019 года, когда депутаты регионального заксобрания только обсуждали перспективы НПД.
Очевидно, что в 2015–2016 годах кнут сработал плохо, поэтому сейчас государство дало пряник в виде добровольной легализациив упрощённом порядке, даже не вставая с дивана.
Пенсии не будет?
Отчисления в пенсионный фонд для самозанятых – дело исключительно добровольное. Но тем, кто этого не делает, не полагается пенсия и не учитывается трудовой стаж.
«Самозанятые граждане формируют свою пенсию самостоятельно, – поясняет руководитель группы по взаимодействию со СМИ Отделения ПФР по Белгородской области Виктория Кучерова. – Они могут сделать это в том числе за счёт добровольных взносов в пенсионный фонд. Тогда их предпринимательская деятельность будет включена в страховой стаж, а они сами накопят индивидуальные коэффициенты, необходимые для назначения пенсии».
По словам Кучеровой, для этого нужно подать соответствующее заявление в управление пенсионного фонда. Сделать это можно лично по месту жительства либо в электронном виде через личный кабинет гражданина на официальном сайте ПФР. Можно подать его через портал «Госуслуги» или в мобильном приложении «Мой налог». Приложение также позволяет самозанятым регистрироваться в пенсионном фонде в качестве страхователей, что является необходимым условием при уплате добровольных взносов.
Недавние изменения значительно упростили весь процесс общения самозанятых с ПФР. Раньше, чтобы перечислять взносы, они лично или по почте подавали заявление о регистрации в пенсионном фонде, а сами переводили платежи по реквизитам через банк. Теперь это можно сделать через мобильное приложение. После регистрации в нём страхователь получает информацию о сумме взносов на текущий год, сведения об учтённых платежах в пенсионном фонде и стаже.
«Можно перечислить всю сумму за год или делать небольшие периодические отчисления. При уплате страховых взносов в размере фиксированного платежа (в 2020 году это 32,4 тыс. рублей за полный календарный год) в страховой стаж засчитывается один год. Оплатить за весь период нужно не позднее 31 декабря текущего года, – пояснила Виктория Кучерова. – В случае уплаты страховых взносов ниже фиксированной суммы в стаж будет засчитан период, пропорциональный сделанному платежу».
Что думают предприниматели?
Юля зарегистрировалась в качестве самозанятой в первых числах августа. Она печёт торты и пряники на заказ. Называть свою фамилию не хочет, ведь, кроме налоговой службы, на каждого предпринимателя есть масса других проверяющих:
«Арендовать помещение и оформлять ИП мне слишком дорого: не те объёмы. По этой же причине не подошла патентная система. Летом продаж почти нет, основной поток начинается осенью и к Новому году, а сумма патента фиксированная. Налог для самозанятых гораздо ниже, и всё просто: скачала приложение и ввожу полученные доходы. Приложение автоматически начисляет налог, платить его я буду только в сентябре. Я эту систему только изучаю, и у меня уже есть вопросы. К примеру: как оформлять предоплату и её возврат? Мне, конечно, удобнее вносить суммы по факту выполнения заказа, а не в день поступления денег.
Мои личные денежные поступления я не вношу в приложение. Теоретически я могу ввести любые цифры, но, поскольку они будут в чеке, я ввожу ту сумму, которую мне заплатил клиент. Пока покупатели чеков не просили, но кому‑то они могут понадобиться, например, если скидывается родительский комитет, коллектив. С юридическими лицами я раньше не работала, но теперь могу.
В Москве эта система работает уже год, и я не видела о ней отрицательных отзывов от кондитеров. Люди могут спокойно работать, не переживая, что к ним нагрянет налоговая. На этот режим перешли даже те, кто работал как ИП. В пенсионный фонд я пока ничего не отчисляла, и на эту тему не думала».
Елена – свободный фотограф. Она не хочет называть свою фамилию, поскольку никак не оформлена:
«С одной стороны НПД – хорошая идея. У меня нет студии, доход каждый месяц разный, и открывать ИП ну совсем невыгодно. Патентная система тоже не вариант из‑за фиксированной стоимости патента. Когда ежемесячный доход совсем не гарантирован, выгоднее платить проценты. Статус самозанятого позволил бы мне работать со школами, детскими садами, организациями – им нужна отчётность, и как самозанятая я могла бы выдавать им чеки. Сейчас я таким клиентам отказываю.
С другой стороны, я прекрасно понимаю, что система введена не для того, чтобы повысить собираемость налогов, а для того, чтобы выявить тех, кто дома печёт тортики, делает ногти, зарабатывает съёмками. Сейчас ставка 4 %, но какой она будет, когда наберётся некая масса зарегистрированных? Я не уверена, что через полгода-год она не повысится до 8–10 %.
Я хотела оформиться как самозанятая, но с пандемией отпали все съёмки. Если бы у меня была своя студия и доход хотя бы 50 тыс. рублей в месяц, я бы зарегистрировалась. Сначала надо посчитать, выгоднее мне снять студию и оформиться как самозанятая либо шабашить, как сейчас, на выездных съёмках».