В оргкомитет конкурса «Вкусы России»», который проводит Минсельхоз, поступило больше 500 заявок из 79 регионов, в финал попадут 22.
«В сентябре 2020 года президент России подписал указ, по которому в Гражданский кодекс ввели понятие «географическое указание товаров» – это новый объект интеллектуальных прав, помогающий защитить региональных производителей, – рассказала замначальника отдела развития потребкооперации областного департамента АПК Инна Гаврик. – Сейчас Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает программу развития региональных брендов, старт которой запланировали на 2021 год. Первый этап – конкурс «Вкусы России».
Конкурс проводят в восьми номинациях. Белгородскую область представят семь брендов.
«Организаторы предъявляли высокие требования к брендам. Важным условием было, чтобы в наименовании продукта присутствовало название региона или его территорий. Ещё один критерий – идентичность, то есть бренд должен обладать особыми вкусовыми свойствами, рецептурой, иметь какую‑то неповторимую характеристику, – объяснила Инна Николаевна. – Также продукт частично или полностью должен производиться в нашей области».
«Борисовский сыр», «Корочанские арбузы» и «Сурковский чеснок» из Шебекинского округа попали в номинацию «Из нашей деревни». В ней представлены бренды территорий, на которых живёт до 3 тыс. человек.
«Бренду «Корочанские арбузы» около 10 лет. Мы уже преодолели границы Корочанского района. В сезон едут покупатели не только из Белгородской области, но и из соседних регионов, – рассказал фермер Андрей Шляхов. – Продукт должен быть хорошего качества, и этот критерий для нас на первом месте. Мы приучили белгородцев есть первый арбуз в начале июля и не бояться при этом за своё здоровье.
Председатель кооператива «Сурковский чеснок» Игорь Болтенков большую часть оборудования для выращивания придумал и сделал сам. Именно у него работает первый в России завод по переработке чеснока.
«У нас семейное хозяйство, чесноком занимаемся больше 16 лет, а к кооперации пришли в 2018 году, – рассказал Игорь Семёнович. – Чеснок продаём как сырой, так и перерабатываем в порошок, гранулы, пасту, хлопья. Планируем производить чесночные соусы, тёртый хрен. Производство уникальное, потому что раньше чесночные порошки и пасты закупали за границей».
«Городищенский хлеб» из Старооскольского округа вместе с «Корочанскими яблоками» и «Белгородским органическим томатом» из Белгородского района участвуют в номинации «Вкусное рядом». А «Белгородские чаи» из Корочанского района – в номинации «Попробуй, полюбишь».
Все бренды пользуются популярностью не только в нашей области, они появляются на торговых площадках в других регионах. На международном уровне продвигаются «Белгородские чаи» и «Борисовский сыр». Последний в этом году выставляли в Париже, где оценили авторский сыр с плесенью «Рабори». А представитель «Белгородских чаёв» Алексей Потачевский начинал с 10 тыс. пачек пять лет назад. Сегодня поставляет свою продукцию в Саудовскую Аравию, США, Канаду и Южную Корею.
«У нас 16 га трав, до 80 % сырья выращиваем на Белгородчине. Экзотику закупаем за границей. Конечно, коронавирус затормозил развитие, но заработали продажи в интернет-магазинах. 4–5 тыс. пачек чая в неделю я поставляю через интернет-магазин по всей России», – рассказал Потачевский.