Миниатюрные животные украшают интерьер российских и зарубежных заказчиков уже 10 лет, а с недавнего времени сопровождают военных в карманах курток и тактических сумках.
«Я как будто заболела»
Анна пристрастилась к вязанию с детства, когда бабушка научила её ловко маневрировать крючком, но с годами любимое увлечение оттеснили повседневные заботы и рабочие командировки. Только с уходом в декрет женщина вернула хобби в свою жизнь – к этому подстегнула затея сделать своими руками игрушки для младшей дочери Дианы.
«Сначала это были какие‑то примитивные погремушки. Но потом моя техника совершенствовалась, и гладкую пряжу сменила пушистая, когда я увидела на одном форуме связанных мохнатых зверюшек и захотела попробовать сотворить таких же. Они привлекли меня стилем исполнения – вроде бы неодушевлённый образ, но с поразительно живым взглядом», – вспоминает Анна.
Задавшись целью, она осваивала новые навыки старательно: смотрела видеоуроки, общалась и перенимала опыт опытных мастеров, участвовала с друзьями-единомышленниками в челленджах по вязанию. А в это время в детском саду и кружках, куда ходила маленькая Диана, другие ребята с интересом обращали внимание на необычные игрушки девочки. Так у Кудиновой появились первые заказчики: многие родители обращались к ней с просьбой сделать мягких компаньонов для их детей.
Поначалу Анна не решалась брать плату и изготавливала игрушки в подарок, считая их недостаточно совершенными. Но позже, когда способности развились, и круг поклонников её творчества расширился, мастерица превратила занятие для души в новую профессию: начала работать по личным дизайнам и сама стала примером для начинающих, снимая мастер-классы для «YouTube».
«Я как будто заболела этими игрушками – вязала при любой возможности! В поездке с мужем, в очереди на почте, у кровати ребёнка – всегда с крючком и нитками! Даже во сне видела, как можно создать и обыграть тот или иной образ. Поэтому осваивать ремесло было нетрудно, более того – чем сложнее казалась техника, тем сильнее разгорался азарт», – признаётся рукодельница.
За годы поисков собственной ниши она испытала силы во множестве форматов вязания, но в итоге поняла, что по‑настоящему в удовольствие ей создавать из пушистой пряжи именно животных. С 2014 года автор изготовила немало различных представителей фауны в уменьшенном масштабе: среди них кошки, собаки, еноты, лисы, медведи и даже фантазийный чебурашка.
«Очень люблю собак, и у людей они популярны, часто заказывали. Особенно лабрадоров – их я связала много», – добавляет Кудинова.
«Они решают, какими быть»
Каждый из её характерных персонажей, непохожих друг на друга, тем не менее проходит одинаковый процесс воплощения. Всё начинается с создания отдельных частей тела из вполне обычной пряжи, доступной в любом магазине для творчества. Эти фрагменты соединяются между собой конструкциями из дисков и шплинтов (металлических креплений в виде проволочного стержня полукруглого сечения – прим. ред), которые обеспечивают получившейся фигурке высокую подвижность наряду с проволочным каркасом. Зверюшки могут стоять и сидеть, поднимать и опускать лапки, поворачивать голову.
Затем с помощью ленты-липучки, покрытой крючками, мастер распушает крепко сплетённые шерстяные нити и вычёсывает ворс пуходёркой. Эффект получается впечатляющим: после нехитрых действий игрушка словно облачается в настоящую шкурку. Потом лохматых комочков ждёт стрижка и декорирование, благодаря которому они обретают свой индивидуальный облик и нрав.
Прикрепив слеплённые носик и глазки, Анна приступает к тонировке – наносит тени и расставляет цветовые акценты перманентными маркерами, масляными красками и пастелью. Для надёжности можно опрыскать выкрашенную поверхность закрепляющим лаком, чтобы при любых условиях изделие сохранило первозданный вид.
«Вроде бы красишь минимально, но насколько при этом меняется образ, сразу появляются эмоции! Одно положение бровок может придать мордочке удивлённое или сердитое выражение. И повторить игрушку точь-в‑точь вообще нереально. Я пыталась скопировать своих, однако ничего подобного. Не знаю, как это работает, но они сами решают, какими хотят быть», – говорит умелица.
С подробными инструкциями по изготовлению таких игрушек Кудинова выпустила книгу по предложению крупнейшего российского издательства. Она призналась: это был своего рода эксперимент, давшийся непросто, но по итогу стоивший затраченных усилий. В своеобразном пособии рукодельница объяснила, что представляет собой эта техника вязания и какие материалы и инструменты понадобятся в деле. Последующие главы собрали на страницах многочисленные мастер-классы с пошаговыми комментариями и иллюстрациями.
Проводники душевного тепла
С началом СВО Анна Кудинова включилась в волонтёрское движение: возила гуманитарку, собирала запасы для военных госпиталей и помогала делать перевязку раненым, ведь в прошлом 15 лет трудилась операционной медсестрой. В мае 2022 года она присоединилась к объединению добровольцев «Блиндаж 31» и вместе с младшей дочерью ездила в лес заготавливать дрова и брёвна для военнослужащих. Неустанная работа в любую погоду сплотила волонтёров, они прониклись общей идеей, а их дети сдружились. Чтобы поддержать солдат, Диана стала плести из бисера маленькие подвески, изображающие животных, которые теперь украшают их рации.
А в творчестве её мамы произошёл новый виток. Когда девочка прислала рассказ о своей семье и помощи военным в телеграм-канал, посвящённый вывезенному из херсонского зоопарка еноту, Анна вдохновилась на создание игрушки по подобию маленького хищника. Енот в тельняшке и берете десантника Херси, как его ласково называет мастерица, впечатлил многих подписчиков её соцсетей.
«Тогда мне написала жительница Владимира, у которой брат служит командиром в «Вагнере», и попросила связать для него маленького чебурашку. Я отправила ей одного, потом второго для другого бойца – он захотел тоже», – рассказывает Кудинова. – Мы с этой женщиной оказались близкими по духу людьми, теперь общаемся как родные. Знакомство с ней привело в мою жизнь ещё и замечательную художницу, которая рисует картины на военную тематику. В «Блиндаже» мы делаем открытки с её иллюстрациями и передаём в госпитали».
Чтобы приободрить раненых разведчиков умелица изготовила символичные талисманы и им – чёрных летучих мышей, с лёгкостью способных слиться с ночным небом, будь они живыми. Для военного медика с позывным Котей она делает симпатичного котика в соответствующем обмундировании, а командир с шевроном Лиса уже получил своего рыжего хранителя. Бурый медвежонок с бревном наперевес станет визуализацией команды добровольцев «Блиндаж 31».
По словам Анны, закалённые в суровых фронтовых условиях получатели реагируют на такие подарки с почти детским восторгом: мягкие игрушки, вышедшие из‑под её рук, придают им силы и дарят душевное тепло.
«Потому что, даже когда вяжу, клянусь, проговариваю: «Живи, живи, живи». Видимо, они чувствуют это и поэтому говорят, что воспринимают зверьков не как бездушных игрушек, а как маленьких существ, передающих поддержку и укрепляющих надежду», – рассуждает Кудинова.
Но особую любовь она вложила в маленького чебурашку, который теперь повсюду следует за её мужем, поступившим на службу по контракту. Рукодельница верит, что этот талисман, впитавший все её лучшие чувства, защитит и принесёт удачу супругу.
Новые планы
Сейчас Анна Кудинова бросила все усилия на создание персональных сувениров для солдат, призванных выразить соучастие и поднять дух. А преданных любителей её творчества женщина радует различными мастер-классами по вязанию.
В ближайшее время мастерица попробует связать носух и сурикатов, впечатливших её во время недавней поездки в Москву к еноту Херсону. Помимо того, планируется выход и целой новой серии игрушек, посвящённой питомцам военнослужащим:
«Это будут собаки и кошки. Я общаюсь с морпехами, и у них очень много животных! Они даже прозвища используют с отсылкой на животных – Симба, например», – улыбается Анна.
Фото: Алексей Дацковский