Мелкая моторика рук - это способность выполнять различные тонкие движения и действия руками. Например, красивые и аккуратные подделки, фигурки из пластилина, различные вышивки, получаются у детей благодаря хорошему развитию мелкой моторики рук. Это общеизвестно. Но мало кто из родителей знает, что хорошо развитые пальчики ребенка помогут ему потом без труда освоить в школе письмо. Но даже не это главное, оказывается, развитие мелкой моторики положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а умственное и речевое развитие ребенка, способность к логическим умозаключениям, внимание, память напрямую зависят от развития мелкой моторики рук.
Тренировать пальчики нужно как можно больше и чаще. Для этого надо поощрять детскую самостоятельность, развивать навыки самообслуживания: самостоятельно одеться, умыться, почистить зубы, заправить кровать, убрать за собой игрушки, помочь маме накрыть на стол, подмести пол. Очень часто родители оказывают ребенку «медвежью услугу», делая все за него. Конечно, взрослому значительно проще и быстрей убрать игрушки, застегнуть пуговицы или молнию, чем изо дня в день, не раздражаясь, терпеливо добиваться того, чтобы малыш научился самостоятельно себя обслуживать.
Хорошо тренирует пальчики доступный ребенку ручной труд: лепка из глины, пластилина, аппликация, изготовление поделок из природного, бросового материала, конструирование.
Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеют строительные наборы, сборно-разборные конструкторы, мозаики, пазлы, различные игры-шнуровки, настольные развивающие игры с карточками, домино.
Большое значение имеет рисование и выполнение специальных графических заданий и упражнений в тетради типа штриховок, закрашивания. Ребенок может придумать свой вариант раскраски, штриховки, тогда развивается фантазия, воображение, чувство цвета, ритма, композиции, память, внимание, ориентировка в пространстве, главное, чтобы ребенку было интересно.
Важно приучить малыша правильно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее со стола, приготовить все необходимое. Больший эффект от занятий будет достигнут, если вы поможете ребенку и работу будете вести от простого к сложному. В процессе обращайте внимание на осанку, правильно ли ребенок держит карандаш или фломастер, рисует ли слева направо, точно ли обводит контуры фигур, линии узоров.
Закончить занятие надо до того, как оно наскучит ребенку, до того, как он устанет, т.е. 15 - 20 минут, а иногда и того меньше. И не забудьте похвалить малыша за старание и хорошее выполнение задания.