Базарный Владимир Филиппович – доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-зравоохранительных проблем образования Московской области, которая находится в г. Сергиев Посад.
Уже 30 лет он исследует состояние здоровья детей в школе. Офтальмолог по образованию, он обратил внимание на ухудшение здоровья ребенка при начале обучения в школе. Сначала его внимание привлекли факты школьной близорукости и чрезмерное склонение детей при письме и чтении. Оказалось, что распространенное мнение, будто склонение связано с дурной привычкой детей и легко исправляется простым педагогическим требованием, не имеет под собой научной основы. Многие ученые исследовали проблему чрезмерного склонения. Их решение – необходима наклонная поверхность для письма. Эксперименты сотрудников Института медицинских проблем Севера СО АМН СССР по физиолого-клиническим особенностям развития зрения показали, что чаще всего склонение менее 20 см встречалось у младших школьников, начавших учиться с 6 лет (у начавших учиться с 8 лет оно не встречалось). Это устойчивый во времени навык, который связан с обучением и нагрузкой на ближнее зрение.
Чрезмерно низкое склонение имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими отсюда последствиями – появляются смещение внутренних органов, ухудшение работы сердечно-сосудистой системы и последующая астенизация детей. Малая двигательная активность детей во время урока (хваленая педагогическая дисциплина, связывающая внимание детей с отсутствием движений и сидячей позой) приводит к общему расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию. Итак, результаты стандартной школьной процедуры обучения не выдерживают никакой врачебной критики и ведут к ухудшению здоровья школьника и будущего призывника (в том числе, к патологии детородной конституции, что связано с астенизацией и малой физической нагрузкой – девушки вырастают хилыми и имеют слабую половую конституцию (они тонкие, имеют неразвитый таз, слабые мышцы)).
Владимир Филиппович Базарный на основе многолетних исследований и наблюдений в школе создал свою методику школьного обучения в начальных классах:
- Созданы специальные ростомерные (регулируемые по росту ребенка) конторки с наклонной поверхностью, которые оптимально учитывают физиологические требования к занятиям в школе. Дети обучаются не сидя, а стоя, с возможностью, когда они устают, присесть или прилечь (на ковер). Итак, конторки позволяют ребенку самостоятельно регулировать свою активность и исключает принудительное физическое расслабление во время уроков (4-8 часов в день на протяжении многих лет). В итоге, дети растут весь год, а не только летом, когда обычные школьники во время каникул имеют максимальную двигательную активность – непрерывный рост менее вредит сосуды и оказывает нагрузку на сердечную систему. й программе.
- Вместо принятой активности учителя и пассивности учащихся, введенных в монастырской школе Я.А.Коменского, предлагается система обучения с максимальной подвижностью ребенка и возможностью переключения зрения с ближнего на дальнее расстояние. Учитель использует различные игры, которые позволяют ребенка проявлять инициативу и ориентироваться в трехмерном пространстве. Дидактический материал подвижен, а зрительные горизонты смещаются. Все упражнения, которые могут выполняться не на поверхности конторки, проводятся в подвижных играх. Это позволяет формировать активного и подвижного ученика. Польза для зрения очевидна.
- Во время занятий регулярно устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции – дети занимаются на специальном офтальмотренажере, либо следят за движением по потолку движущихся предметов (вариант – рассматривают нарисованные на потолке предметы). Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга. Есть таких упражнений с активацией всего организма.
- Вместо стандартных наглядных пособий на стенах предлагается использовать широкоформатные панно с изображениями природных ландшафтов для осуществления переключения взгляда на режим дальнего зрения. Кроме того, панно помогает смягчать воздействие экологически агрессивного замкнутого пространства.
Сегодня в детском саду не учат писать, а в школе отводится мало часов на обучение каллиграфическому письму. Эксперименты показали, что письмо, выработанное стоя за конторкой, отличается каллиграфией. Перьевая ручка повсеместно заменена шариковой без всякого психологического и физиологического анализа. Однако, хотя чистоты в тетрадях добавилось, упущен из внимания тот факт, что письмо является одним из основных средств деятельности ученика. Так как шариковая ручка не приспособлена к дозированной нагрузке, то ребенок не может в процессе овладения письмом регулировать свою нагрузку на руку, что способствовало бы отработке пластичного письма. В итоге, не только плохой подчерк учащихся, но и неосвоенное быстрое письмо – ученик не может делать быстро то, что он не научился делать легко. Ежедневное использование неосвоенного средства приводит к повторяющемуся школьному стрессу с очевидными последствиями – перегрузке школьников, хроническому неврозу, повышенной утомляемости и заболеваемости. Возражения по типу дети скоро будут просто печатать на компьютерах - не уместны, поскольку вред компьютерного монитора для ребенка и опасность зависимости от Интернета – отдельная тема исследований. Напомним, что есть психологические закономерности развития ребенка и маленький школьник – это не маленький взрослый ни интеллектуально, ни физиологически, ни поведенчески. Отрицание этого приводит к провальному результату обучения.
- Большое внимание уделяется развитию телесных функций ребенка. Выделены основные характеристики физиологического развития ребенка (вестибулярная зрелость, координация движений, согласованность работы различных сенсорных систем и т.д.). По этим параметрам проводится как формирование телесного развития, так и контроль. Обязательно проводятся развивающие физические упражнения, причем они не выделены в отдельные уроки, а органично включены в состав любого урока. Это не просто зарядка, а специальные занятия с акцентом, направленным на формирование сложных сопряженных психических функций, таких как координация руки и глаза, общая координация движений, художественная пластика и т.д. Включение воображения в данные упражнения (гнемся как деревце, шумим как ветки и т.д.) позволяет развивать не только физические функции, но и воображение ребенка.
- Важная часть – развитие тонкой моторики и ручного творчества. Некоторые учителя полагают, что письма в школе достаточно для овладения тонкой моторикой, однако преподаватели дополнительного обучения знают, что уровень развития и саморегуляции ребенка значительно возрастает при целенаправленном творческом ручном труде – ребенок сам создает трудное в исполнении ручное изделие (модель планера, панно из соломы и т.д.). Сокращение ручного труда в детском саду и уклон на обучающую функцию привели к отсутствию у детей начальной школы навыков ручного творчества с вытекающими отсюда негативными последствиями – снижением мотивации к обучению, неумением ребенка строить длительные и целенаправленные действия, сенсорным отставанием в развитии. (Психолог Зинченко доказал, что психические функции развиваются через анализ предметов в исследовательских манипуляциях с предметами – лепку, конструирование, рисование).
Необходима дополнительная работа в этом направлении. Ручное творчество ребенка может осваиваться на конторках с горизонтальной поверхностью.
- В обучении активно задействуется образное мышление ребенка – в частности, разработана образная азбука для изучения букв. Приоритет образного мышления в обучении вытекает не только из особенностей развития ребенка данного возраста, но и из необходимости – у детей до 12 лет не сформировано понятийное мышление и попытки решать задачи с иксами в пятом классе являются чрезмерным испытанием для интеллекта детей. Использование образов в обучении детей не только является адекватной мерой, но и способствует развитию воображения и морально-этической сферы школьника (что раньше называлось воспитанием, но сейчас совершенно выпало из внимания учителей).
- Духовная перспектива заложена в саму программу, поскольку является необходимым элементом не только социализации (освоения моделей и норм поведения), а высшего духовного развития человека. Моральные ценности передаются согласно менталитету русского народа, а не по переменчивым стандартам современных школьных реформ. Они учитывают разницу поло-социального поведения мальчиков и девочек и помогают им освоить адекватную роль – для мальчиков мужество, ответственность, великодушие, для девочек – заботу о ближнем, готовность к воспитанию детей, милосердие, мягкость и т.д.
- Обучение проводится параллельно-раздельно. Мальчики по физиологическим и психологическим показателям развиваются в школьном возрасте на 1-2 года позже, что связано с гормональным развитием. Обучение по одной программе мальчиков и девочек сопряжено с заниженной оценкой результатов мальчиков по сравнению с опережающими их девочками. Это ведет к сниженной самооценке, неуверенности в своих силах, бесполой модели поведения: отсутствию адекватных полу черт характера и копированию одобряемой учительницами модели поведения девочки – мягкости, уступчивости и т.д. Было предложено обучать мальчиков в одной школе с девочками, но в отдельных классах и по своей программе.
Вывод: продумана целостная система обучения, которая апробирована на протяжении более 20 лет. На данный момент можно сказать, что это официально запатентованная здоровье-сберегающая технология обучения, которая не только сохраняет здоровье детей, но и дает отличные результаты образовательные.