Впрочем, споры о том, что такой болезни не существует, и ее придумали для себя «специалисты по СДВГ» - продолжаются по сей день. В Белгороде с лекцией для родителей и педагогов в семейном центре «Гудвин» выступила педагог-психолог Людмила Аполлоновна Ясюкова, автор метода психологической диагностики гиперактивных детей. Она считает, что СДВГ – не окончательный диагноз, и поведение ребенка можно скорректировать.
«Дети с СДВГ могут «выздороветь» за полтора года»
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр.
СДВГ) — неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте. В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей.
Первоначально его рассматривали в сочетании с гиперактивным поведением ребенка, описывая характерное двигательное беспокойство ребенка и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Данный синдром был описан на детях с нормальным интеллектом. Были попытки расценивать синдром дефицита внимания с гиперактивностью как вид «задержки психического развития» или вариант «минимальной мозговой дисфункции». Такой подход связан с тем, что причинами возникновения синдроманазывались все те же остаточные явления раннего органического поражения головного мозга в период внутриутробногоформирования плода или в первые месяцы жизни ребенка.
Распространённость
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1.
Определение и критерии диагностирования В настоящее время основой для установления диагноза является феноменологическая психологическая характеристика. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.
Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами.
Неудачник или хронический больной?
Как выглядят взрослые с не диагностированным когда-то СДВГ?
Они хронически непунктуальны, не умеют выполнять данное им поручение, отсюда – частая смена работы. Не успев утроиться на одну – все бросают и хотят учиться. Но учебу не доводят до конца. Гневливость, низкая cтрессоустойчивость, желание слушать и слышать только себя отражается на способности жить в семье. Отсюда – частые разводы и одиночество. Легкомыслие, недальновидность, бахвальство приводят к различным нарушениям правопорядка: от бесконечных штрафов за превышение скорости до приговоров в зале суда. Раньше это называли «родился под несчастливой звездой». Сегодня ведут за руку к специалисту, который назначает лечение, пока человек не искалечил жизнь себе и окружающим.
Людмила Аполлоновна - кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, психолог консультант, автор книг «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении», «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников»; автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс.
- Людмила Аполлоновна, так все-таки есть такая болезнь СДВГ или нет?
- Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности были всегда, только их называли иначе. Но в постперестроечные годы их стало существенно больше. Я занимаюсь тестированием первоклассников и ежегодно выявляю до 35% школьников с СДВГ. Поскольку сейчас таких детей много, проблема, как говорится, налицо.
- Какие существуют подходы к лечению СДВГ? В чем основные разногласия по этой проблеме?
- Разногласия возникают из-за того, что специалисты по разному видят причину появления этого заболевания. Одни
считают синдром СДВГ следствием неправильного воспитания, другие полагают, что СДВГ возникает из-за генетических факторов, третьи - еще что-то. Поскольку нет общей точки зрения на причину, нет и согласия относительно того, как лечить СДВГ
.
- Каков ваш подход?
- У меня достаточно большой практический опыт и личный (просто со своими детьми), и профессиональный (я уже
много лет консультирую детей с СДВГ). Опираясь на свой опыт, я считаю, что СДВГ является следствием неврологических проблем; очень часто это последствие осложненной беременности и родов. Также негативно влияет неблагоприятная экологическая ситуация. Но каждый ребенок уникален, и для того, чтобы успешно лечить СДВГ, нужно учитывать это, в каждом конкретном случае исследовать, какие именно проблемы со здоровьем вызвали заболевание и привели к поведенческим проблемам. Необходим не сугубо фармакологический, а более углубленный медицинский подход: должна быть проведена грамотная диагностика, с ребенком должен работать не только психолог, но и невропатолог, а также, при необходимости, и другие специалисты. Организм един, все в нем взаимосвязано, поэтому некорректно относиться к СДВГ только как к расстройству поведения – его нужно лечить, учитывая все остальные аспекты.
- Позволяет ли лечение СДВГ с помощью фармацевтических препаратов получить устойчивый результат?
- При фармакологическом подходе результат есть лишь в некоторых случаях. Нужно заметить, что, если у ребенка
нет нарушений позвоночника и соматических заболеваний легких, сердца или почек, СДВГ проходит без вмешательства
специалистов, просто с течением времени. Однако так бывает очень редко. Наиболее часто к СДВГ приводят нарушения позвоночника, возникающие у ребенка при родовой травме. Из-за нарушений позвоночника мозг ребенка постоянно испытывает нехватку кислорода и питательных веществ. И как при этих обстоятельствах могут помочь лекарства? В настоящее время основной подход к лечению СДВГ, который формируется в России под влиянием зарубежных специалистов, заключается в том, что детей нужно лечить долго, давать лекарства в течение всей жизни. Я не считаю, что это оправдано. Если, работая с ребенком с СДВГ, использовать индивидуальный подход и подойти к проблеме комплексно: найти причину болезни, при необходимости откорректировать позвоночник, то лечение такого ребенка не займет много времени – шесть месяцев, максимум, полтора года. СДВГ – это не та проблема, которой нужно заниматься всю жизнь: чем раньше родители начинают правильное лечение, тем быстрее будет получен результат.
- Как эффективнее обучать и воспитывать детей с синдромом СДВГ?
- Уже накоплен достаточно большой опыт работы с СДВГ и есть разные подходы к обучению гиперактивных детей.
Западные (и некоторые российские) специалисты отдают предпочтение активной работе с родителями: обучая контролировать поведение ребенка – сразу же наказывать за плохое поведение и поощрять хорошее. Этот подход зачастую не результативен, поскольку пока проблема неврологически не откорректирована, воздействовать на поведение бесполезно. Есть и другие подходы: нарушения можно компенсировать за счет развития высших психических функций – развивая мышление, обучая чтению, математике, естественным наукам.
Но ведь для того чтобы обучить ребенка, нужно искать способ обойти анатомо-физиологические дефекты, то есть не нагружать травмированные функции, пока не проведено соответствующее лечение: не требовать от него произвольного внимания, планирования собственных действий и устойчивой работоспособности в течение длительного времени. Такие дети становятся гиперактивными, когда находятся в активной социальной среде и вокруг много людей. А если они занимаются наедине с мамой, то могут вести себя спокойно. Пока в течение 6-12 месяцев проводится восстановительное лечение ребенка, желательно домашнее обучение. Если ребенок с СДВГ идет в школу подготовленным, умеющим читать и думать, он сможет хорошо учиться. Постепенно отсутствие самоконтроля, невнимательность и проблемы моторики будут компенсироваться. Более того – если ребенок обладает развитым мышлением, он сможет заменить произвольный оперативный контроль логическим программированием, составлением плана действий. При этом некоторые психологи считают, что гиперактивных детей нужно отдавать в школу позже, чем обычных и учить в специальных коррекционных классах. Это неверно. Поступить так, значит остановить их развитие и не научить ничему.