- Игорь Васильевич, как бы Вы охарактеризовали общее состояние белгородской сферы общего образования сегодня?
- Сегодня мы с полным правом можем говорить о системном улучшении условий обучения в общеобразовательных учреждениях Белгородчины. Образовательная инфраструктура многих школ нашего региона стала более современной, а главное - позволяющей каждому школьнику получить достойное и доступное образование.
Подтверждают это многие качественные показатели. Например, число победителей и призёров этапа Всероссийской олимпиады школьников c 19 в 2005 году увеличилось до 28 в 2011-м. И на протяжении последних лет наши школьники выступают достаточно стабильно. Вырос и уровень удовлетворённости белгородцев качеством общего образования. По результатам социологических исследований этот показатель равнялся в 2007 году - 59 %, а в 2012-м - 78 %.
Очень важным отраслевым показателем является доля молодых учителей в общем числе педагогов. В 2007 году их было 5,6 %, в 201-м - 9,2 %. И губернатором поставлена задача довести этот показатель до 20 %. Стоит отметить и увеличение доли школьников, которые обучаются в условиях, полностью соответствующих современным стандартам. Если в 2008 году их было - 69,8 %, то по итогам 2012-го их уже 79,1 %. Эти и многие другие цифры говорят, что образовательная сфера области не стоит на месте, хотя, конечно, проблем и вопросов у нас пока много.
- В последние годы много споров, в том числе и у нас в области, шло о сокращении малокомплектных школ. Можно ли сегодня проанализировать результаты решения на примере нашего региона?
- Да, действительно, работа по оптимизации региональной сети образовательных учреждений ведётся в Белгородской области с 2005 года.
За это время нам пришлось закрыть 197 малокомплектных сельских школ, в том числе 20 - в 2012 году. Это объективный и неизбежный процесс, поскольку данные учебные заведения уже не отвечали требованиям современных образовательных стандартов. Сегодня у нас насчитывается 581 учреждение общего образования. За счёт сокращения существенно вырос такой показатель, как наполняемость классов. В городских школах он составил 22,8 обучающихся на класс (рост - 17 %), а в сельских - 10,7 школьников (рост - 29 %).
Считаю, что на сегодняшний день в Белгородской области мы достигли оптимального уровня сети общеобразовательных учреждений. Это позволило поддержать слабые школы, скорректировать систему оплаты труда и повысить заработную плату педагогов. Значительно улучшилось и материально-техническое оснащение школ.
- Сейчас много говорят про обеспечение жильём молодых специалистов, в том числе и учителей. Как сейчас решается этот вопрос в Белгородской области?
- В прошлом году в нашем регионе начали реализацию проекта «Ипотека для молодых учителей общеобразовательных учреждений Белгородской области». Его главная задача как раз и состоит в том, чтобы оказать государственную поддержку молодым учителям в решении жилищной проблемы. Она выражается в возмещении части затрат по ипотечному кредиту.
На сегодняшний день желание стать участниками проекта выразили 427 семей. Больше половины приходится на Белгород - 272 семьи, по Старооскольскому городскому округу их 145, в Белгородском районе - 10. Претенденты собрали и предоставили документы в специальные комиссии, созданные в муниципальных образованиях. После отбора 214 учителей получили реальную возможность стать участниками проекта.
На 15 декабря прошлого года Сбербанк уже принял положительное решение по выдаче ипотечных кредитов 121 участнику проекта. 72 из них на тот момент эти кредиты уже получили.
Наибольшее число ипотечных договоров - 62 - молодые учителя оформили на участие в долевом строительстве. На приобретение жилья на вторичном рынке взяли кредит 18 участников, на покупку новой жилплощади - 2.
Хочу отметить динамику проекта. Если в 2012 году он охватил три муниципалитета, то в наступившем году мы рассчитываем, что такую господдержку смогут получить молодые учителя на всей территории области.
- Один из самых больных вопросов в сфере образования - это ЕГЭ. Недавно министр образования и науки Дмитрий Ливанов заметил, что при модернизации отрасли может произойти совершенствование единого госэкзамена. На Ваш взгляд, какова судьба выпускного экзамена, останется ли он и, если да, в каком виде?
- ЕГЭ останется основной формой итоговой аттестации в школах и основной формой вступительных испытаний в высшие учебные заведения. Содержание конкретных экзаменов будет, безусловно, меняться.
Сейчас в Минобрнауки РФ рассматривается возможность введения устной части единого госэкзамена по иностранным языкам, ЕГЭ в компьютерной форме по информатике, а также сдача экзамена ребятами с ограниченными возможностями здоровья.
- В России подписан новый Закон «Об образовании». В связи с этим у всех россиян, в том числе и белгородцев, возникают опасения: останется ли школьное образование бесплатным? Или не получится ли так, что основные предметы будут бесплатными, а дополнительные - преподаваться за деньги?
- По моему мнению, главнейшим ориентиром нового закона стал сам человек, создание условий для его развития в любом возрасте и профессионального роста. Новый закон не только сохраняет существующие государственные гарантии прав граждан на образование, но и создаёт новые. В нём нашли отражение лучшие образовательные практики и технологии, разработчики учли и международный опыт.
Отмечу, что закон сохраняет все гарантии предоставления бесплатного образования, которые существуют на сегодняшний день. Более того, создаются реальные механизмы, которые расширяют эти гарантии. В частности, речь идёт о возможности получения бесплатного образования не только в государственных учреждениях, но и внегосударственном секторе.
У ученика появляется возможность в рамках образовательной программы выбрать различные предметы, различные образовательные курсы. При этом он может их пройти не только в той школе, в которой он обучается, но и в других образовательных учреждениях. Это всё возможно в рамках сетевого взаимодействия школ. Сейчас в Министерстве образования и науки РФ готовятся необходимые подзаконные акты, которые обеспечат реализацию Закона «Об образовании» на практике.
- Сейчас много внимания уделяется проблемам детей-инвалидов, в том числе и их возможности получать полноценное образование. Как обстоит дело с этим вопросом в нашем регионе?
- В Белгородской области дистанционное обучение детей-инвалидов уже действует на практике в рамках реализации государственной программы «Доступная среда». В 2012 году мы определили 15 базовых общеобразовательных учреждений, где будет проходить совместное обучение инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. 45 педработников прошли обучение на специальных курсах повышения квалификации, обеспечивающих обучение данной категории детей.
Кроме этого, с 1 сентября 2012 года приступили к обучению на дому с использованием дистанционных образовательных технологий 182 белгородских ребёнка-инвалида. В I полугодии минувшего года были установлены и подключены к Интернету компьютеры для 70 педагогов, прошедших курсовую подготовку в декабре 2011 года. Установлено и подключено к сети Интернет компьютерное оборудование по месту проживания 70 детей-инвалидов. Также сформированы списки 40 детей-инвалидов и 103 педагогических работников с целью реализации финансовых средств 2012 года. Для них после проведения соответствующих торгов закуплено оборудование на общую сумму 17,1 миллиона рублей.
Мы понимаем, что школам предстоит немало сделать, чтобы создать комфортную для детей с ограниченными возможностями среду. Но ведь и новый закон предусматривает, что для таких учебных заведений будут установлены повышенные нормативы финансирования.
- В прошлом году в области в белгородских школах планировали начать пилотный проект по внедрению образовательной методики Базарного. Как обстоит дело с этим интересным проектом, есть ли какие-то первые результаты по его внедрению, и вообще, насколько успешным и перспективным он оказался?
- В Белгородской области по поручению губернатора Евгения Степановича Савченко разработан план по внедрению системы Базарного в образовательные учреждения, которая на нашей территории называется «Белгородской школой здоровья». В областном центре по системе Базарного уже работают школы № 36, 28, 49. Заключены договоры с управлением здравоохранения на организацию совместного с управлением образования мониторинга состояния здоровья детей, проведены обучающие семинары для педагогических работников, оборудованы классные комнаты, набраны учащиеся для раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек.
В общих чертах о некоторых психолого-педагогических технологиях. Это и письмо перьевыми ручками, и работа за конторками академика В. Ф. Базарного. Кроме того, классы оборудованы экологическими панно с изображением природы. Оно используется на каждом уроке и является основой, вокруг которой развивается сюжет урока. Уголок отдыха в классной комнате с диваном и ковром тоже необходим, считает Базарный.
Эксперимент по внедрению системы Базарного в школах области продолжается. В нём участвуют 90 школ - 158 классов начальной школы (3 100 учащихся). На эксперимент выделено около 22,5 млн рублей. Огромную работу проводят образовательные учреждения, оказавшиеся в числе пионеров проекта. Пройдёт время, и станет понятно, какие технологии стоит внедрять, а о каких, возможно, и следует забыть.
- Игорь Васильевич, каковы стратегические планы белгородского образования?
- Главная наша цель - создать в регионе многоуровневую систему образования, которая бы соответствовала новым образовательным стандартам, требованиям инновационной экономики, современного общества и каждого человека. Эта система должна обеспечивать доступность качественного образования, возможность индивидуального выбора образовательной траектории и социализацию личности.
Наши планы очень широки и разнообразны. К 2020 году мы должны полностью перейти на федеральные государственные образовательные стандарты. Сформировать инновационную систему профильного обучения в 10-11-х классах и предпрофильной подготовки для девятиклассников общеобразовательных школ. Также мы планируем развитие нового типа общеобразовательных учреждений - старших школ III ступени, которые будут работать с учётом образовательных потребностей школьников и возможностей муниципалитетов.
Продолжится оптимизация сети общеобразовательных учреждений. Нам предстоит создать 22 базовые опорные школы, которые станут ресурсными центрами дистанционного образования детей, обеспечивающими высокий уровень знаний для школьников и готовность к продолжению образования. На базе сельских школ с небольшим количеством обучающихся будут создаваться филиалы базовых школ с широким использованием механизмов дистанционного образования.
В наших планах также и создание ассоциации образовательных учреждений, связывающих сельскую школу с начальным и средним профессиональным образованием. Количество школ, где проводится совместное обучение обычных детей и детей с нарушениями развития, возрастёт до 125.
Отдельно стоит сказать о планах по завершению компьютеризации белгородских школ к 2015 году. К слову сказать, если в 2006 году один компьютер приходился у нас на 35 школьников, то 2011-м - на 8 человек. Мы планируем, что к этому времени все школы получат широкополосный доступ к Интернету со скоростью не менее 2 Мб в секунду и на сто процентов будут оснащены локальными сетями. Как минимум половина школ станет использовать в образовательном процессе мультимедийные электронные учебники. Кроме того, будет создан образовательный информационный портал Белгородской области. В регионе продолжится и создание Центров для одарённых детей (напомню, что сегодня у нас их 6, а к 2020 году они будут созданы во всех муниципальных образованиях области).
Очень важная цель, которая стоит перед нами, - создание к этому же времени в Белгородской области сети образовательных учреждений, которая позволит организовать профильное обучение всех старшеклассников. При этом мы представляем его не как жёсткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2020 году 50 % старшеклассников области должны обучаться по индивидуальным учебным планам.
Конечно, модернизация образования - это сложный и многогранный процесс. Тем не менее мы уверены в том, что все мероприятия приоритетного нацпроекта «Образование» и программы развития образования Белгородской области на 2011-2015 годы будут нами выполнены. В результате мы должны достичь ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», сделать региональную образовательную сферу современной и конкурентоспособной.
Источник: Белру.рф