Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Обучение запоминанию ребенка с использованием мнемотехники способствует развитию памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Прежде чем нарисовать схему, необходимо договориться с ребёнком о символах, которые будут в схеме. Символы могут быть самыми разными (придуманные вами самими). Рекомендую для детей младшего и среднего возраста составлять цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании. Предлагаю вам схемы сказок «Теремок», «Алёнушка и лиса».
Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: видя всю сказку на схеме, смысл пересказа не «ускользает» от ребенка, а наоборот таблица помогает ему в пересказе; устанавливать последовательность изложения выявленных признаков;
удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания. Повышая самооценку ребёнка, вы делаете для него большую услугу, и он чувствует вашу поддержку.
С помощью метода моделирования – использования схем - моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:
• активизируется словарный запас;
• расширяется круг знаний об окружающем мире;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
• свободно пересказывают сказки, рассказы в повседневной жизни.
• развивается фантазия и творческое воображение детей.
•
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Попробуйте составить с ребёнком мнемотаблицы сказок, рассказов, стихов и думаю, что вам понравится это занятие.