«Я сам!» - это стремление к самоутверждению. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, ждущими, что за них все сделают взрослые. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам. Это должно стать правилом для каждого из взрослых, если они хотят сформировать у малыша активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. «Но воспитание не только должно внушить ребенку уважение к труду: оно должно дать ему привычку к труду». (Ушинский К. Д.)
В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность.
В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Участие в семейном труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива, быстрее постичь такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность».
Чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий. Помог убраться – в доме стало чисто, уютно – ты настоящий помощник.
Важно также руководить деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действий, показывая приемы работы.
Даже у самых маленьких детей должны быть свои, посильные для него обязанности.
Трехлетнего ребенка обучают умению обслужить себя, по возможности без помощи взрослых, помочь старшим что-то подать, принести, положить на стол хлеб, ложки, убрать за собой игрушки, свои вещи, по собственной инициативе заниматься игрой.
Дети 4 – 5 лет вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах: убрать в комнате, вытереть пыль, полить комнатные растения, покормить животных, следить за своими вещами (пришить пуговицу, почистить обувь), содержать в порядке игрушки.
В старшем дошкольном возрасте трудовые обязанности ребенка возрастают. Он уже не только может обслужить себя (одеться, раздеться, застелить постель, пришить оторвавшуюся пуговицу) или принимать посильное участие в труде взрослых, но и трудится для других, проявляя внимание и заботу к папе, маме, дедушке, бабушке, младшим братьям и сестрам.
Бережному пользованию игрушками, детскими книжками, учебными принадлежностями, их правильному хранению важно учить детей с самого раннего возраста. Родители должны внушать детям, что порядок зависит от того, как каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.
В воспитании ребенка имеет большое значение то, как относятся к своему труду окружающие его люди. Если они гордятся своим трудом, охотно и добросовестно выполняют его, то это будет оказывать положительное влияние на ребенка, на его отношение к своим трудовым обязанностям.