«Сережа! Кем ты у меня вырастишь? Вон Витя отличник, на факультативы ходит, в секции занимается, а ты что? Оторвись от своих машинок и иди делать уроки!» Так многие мамы пытаются повлиять на своего отпрыска. И хотя компьютерные игры не самое здоровое времяпрепровождение для младшего школьника, все-таки иногда возникает мысль: «А нужно ли и вправду твоему ребенку быть всегда в первых рядах отличников, зависит ли от этого его счастье?»
Конечно, многое зависит от личных качеств ребенка, а не от его статуса в школе. Кто-то, будучи отличником, не слишком уверен в себе, а кто-то со всеми своими тройками слывет не глупым и самодостаточным. Понятно, что любые штампы и ярлыки неправомерны, когда речь идет о развивающейся личности. Но все-таки довольно часто мы слышим мнения (даже из уст психологов), что миром правят троечники. Что именно те дети, которые не очень-то выкладываются в школе, имеют больше шансов прожить наполненную и счастливую жизнь. И хотя это утверждение спорное, нужно признать: высокие результаты в школе не всегда приводят к успехам в дальнейшей жизни и уж точно не являются гарантией счастья!
Плыть по течению?
Сразу договоримся: оправдывать лень и перманентное нежелание работать над собой мы не станем! Но ведь троечники бывают разные. Одни делают только то, что им нравится, и преуспевают в этом. Другие практически ничем, кроме развлечений, не интересуются, не умеют и не любят познавать, предпочитая плыть по течению.
Первые потенциальные кандидаты на успешное будущее. Ведь девиз удачливых людей: «Знать мало обо всем. И все о малом!»
Вторые рискуют пополнить ряды серых неудачников, не достигших в жизни серьезных результатов.
Отличник отличнику тоже рознь. Вы наверняка еще в детстве отличали «зубрилку» от юного гения. Неизменное уважение (пусть иногда и скрытое) вызывали те ребята, которые добивались всего своим умом, были яркими и одаренными. Дети же, которые учились хорошо благодаря тому, что беспрестанно корпели над учебниками, всячески угождали учителям и переживали по поводу каждой пятерки, часто становились объектами насмешек.
И кто из них преступник? Скорее всего, отличник по призванию. А зубрилке в лучшем случае отводится почетная роль хорошего исполнителя.
Сильные стороны
Так какие же качества бывших троечников помогают им, в конце концов, преодолеть свою школьную «неудачливость» в дальнейшей жизни и занять в ней достойное место?
- Высокий эмоциональный коэффициент.
Речь идет не об убежденных лентяях, а о свободомыслящих мальчиках и девочках, которые позволяют себе делать то, что им по душе: увлекаются, разочаровываются… Многим из них удается сохранить эти свойства и в будущем. Кстати, у взрослых это называется независимостью суждений и влюбленность в свое дело.
Отличники же тратят много времени и сил на то, что им не интересно…
Хотя, опять же, все не так просто. Ведь есть ребята, которым учеба дается легко. Они и в школе преуспевают, время на хобби и на футбол во дворе находят. Такие отличники, утверждают психологи, пополняют ряды успешных счастливчиков…
-Способность не заццикливаться на оценках.
Справедливости ради нужно сказать, что похвала для троечников тоже важна, но они умеют понимать собственную ценность и без нее. Не всегда и не все, но общая тенденция такова.
Отличники нередко попадают в ловушку. Приходит время, когда пятерки становятся значимы сами по себе: так не хочется портить табель, расстраивать маму, да и статус обязывает.
-Умение договариваться.
С одной стороны, троечники бунтари, а с другой – они учатся выстраивать отношения со сверстниками и просить о помощи, когда это нужно. Убедить одноклассника сделать задачку вместо себя – настоящее мастерство. Да и учителям приходится доказывать свою особенность.
Отличники больше говорят своими отметками. Им гораздо меньше приходится «выкручиваться».
- Стойкость к критике.
Дети, которые не боятся отстаивать собственную свободу и право быть самими собою, редко заслуживают похвалу среднестатистического учителя. Поэтому они рискуют утратить уверенность в себе или …стать более терпимыми к критике. Понятно, что многое зависит от темперамента и силы характера ученика, а так же от родительского посыла. Но факт остается фактом: у большинства таких малышей более прочная психологическая защита против неудач.
Отличники, привыкшие всегда быть на высоте, болезненно переносят промахи.
И сила стресса у них прямо пропорциональна их стажу «пятерочников».
-Всем докажем!
Чтобы там ни говорили, но желание показать, что и они чего-то стоят, у троечников есть. Накопив его к моменту выпуска из школы, такие ребята бросаются доказывать свою состоятельность.
У отличников это жажда менее выражена. Ведь они получают признание равными порциями постоянно.
Родителям к размышлению.
Вы, как хорошие мамы и папы, хотите дать своим детям лучшее. Это понятно. И достойное образование – важнейшая часть этого лучшего. Но, согласитесь, необходимо, чтобы малыш был еще и счастлив. А для этого нужно, чтоб его понимали и принимали таким, какой он есть.
Помните, что малыш - уникальная личность, со своим набором талантов
и предпочтений. Дайте ему возможность реализовать себя, а не ваше представление о нем. Как бы вам ни хотелось, чтобы сын достиг вершин в точных науках, но коль он явный гуманитарий, то таким и останется. Если требовать от него невозможного, это может привести к неврозам, болезням или к потере всякого желания учиться.
Понятно, нужно стараться, чтобы малыш развивался разносторонней личностью. Поэтому и математику не стоит пускать на самотек. Поговорите с учителем и попросите у него совета, наймите репетитора, который даст маленькому ученику базовые знания по не близким ему наукам…
Постарайтесь не оценивать себя посредством успехов ребенка. Оказывается, что в желании видеть только отличные отметки сына или дочери кроется страх оказаться плохими родителями. То есть здесь задействованы ваши эмоции, а не нужды малыша. Но проблема в том, что он берет на себя ответственность за ваши чувства. Видя недовольство родителей, он начинает сомневаться, что мама и папа его любят. А это самое страшное для крохи.
Не бойтесь говорить о своих переживаниях. Признайтесь маленькому ученику, что вам приятно, когда у него хорошие отметки. Но обязательно акцентируйте, что важнее всего, чтобы ему было интересно. «Здорово! Ты получил одиннадцать по чтению. Я ведь знаю, как ты любишь литературу, и понимаю, какое удовольствие тебе доставил этот рассказ!» Это поможет малышу сохранить здоровую мотивацию и покажет силу вашей любви.
Путь к гармонии.
Чтобы ребенок вырос успешным, ему не обязательно быть троечником или отличником. Это вы наверняка уже поняли. Основная задача родителей – помочь малышу стать гармоничной личностью.
Школа не должна заменять все! Приобретение знаний – это дань интеллектуальному развитию. У вашего же малютки море интересов и потребностей. Их нужно удовлетворять. Пусть у него остается время для друзей, развлечений… отдыха, в конце концов. Выполнение домашнего задания не должно лишать человека всего этого! Если же так происходит, проанализируйте ситуацию. Может, разумнее отказаться от переписывания упражнения по русскому языку в третий раз (чтобы непременно без помарок!) в пользу какого-то занятия для удовольствия. Хобби – лучший способ расслабиться (а в некоторых случаях и лечения от невроза и тревожности). Хорошо, если у ребенка их несколько. Помогите ему определиться с выбором: рисовать маслом, плести из лозы или создавать простейшие программы для ПК. Все зависит от его вкусов. И позволяйте юному ученику менять увлечения. Только попробовав то и другое, он может понять, что ему ближе. А вот требуя последовательности даже в хобби, довольно легко отбить к нему охоту.
P.S. Всячески поддерживайте любовь к какому-то из предметов: помогайте находить дополнительные источники информации, занимательные факты. Вы же помните: для успешной личности важно знать все о главном…для этой личности.
Статья подготовлена с использованием материалов журнала \"Домашний очаг\"