Часть первая: Как об этом узнали вы?
Из интернета:
...Я точно могу сказать,что родители мне про \"это\" не рассказывали никогда!А вот откуда дети берутся я,вместе со своей подругой,узнала из достоверных источников! В шкафу, под постельным бельем мной был обнаружен \"учебник по акушерству\"(до сих пор помню как он выглядел и как у меня дыхание захватывало,когда мы его тайком доставали и читали).После первого просмотра мы с подругой решили,что детей будем брать только из детского дома!
...Мне родители ничего не рассказывали, а я и не спрашивала. У меня был двор, откуда узнавались все последние новости. Когда мы с подружкой лет в 9 узнали, что для того, чтобы заделать ребеночка мужчина должен лечь на женщину, мы решили попробовать как это будет. Легли с ней в одежде на диван и долго спорили, кто будет сверху. Решили по очереди на жребий (камень-ножницы-бумага). Она плюхнулась на меня, а мы только что чай попили и меня чуть не вытошнило. У нее та же реакция была. Сошлись на том, что эта гадость не стоит внимания и детей делать мы ни за что не будем, ну только если муж будет очень настаивать...
...Я лет до 12 была в полной уверенности, что у женщины дети плавают в крови в виде маленьких шариков и их количество предопределено заранее. А мужчина в этом процессе вообще непонятно зачем.
...Я лично до 13 лет наивно думала, что для рождения ребенка женщине нужно всего лишь об этом как следует подумать, а отец нужен только для воспитания.
...Я-то, дурак, лет до семи был уверен, что меня купили в Детском Мире, в секции мягких игрушек. Во предки развели, так развели. Причем отчетливо помню, что когда нашлись, наконец приятели, которые стали мне, недотыкомке, всё объяснять, я чуть в драку не полез...
...К маме, естественно, рано начала приставать: \"Мама, как я получилась?\". На что непременно получала ответ: \"Ручками\". Процесс представить не получалось, но некоторое время такой ответ устраивал.
...Мы были дремучими. Помню, ходила в нашей компании версия, что дети появляются с помощью шприца: мужчина им впрыскивает что - то..\"
Часть 2. Как рассказать ребенку ОБ ЭТОМ?
Началось все в далеком 1989 году. Именно тогда родители Советского Союза были шокированы появлением первой детской книжки, посвященной вопросам полового воспитания. Книга А.Аудариня и М.Путниньш \"Откуда берутся дети?\" была издана при поддержке Советского Фонда Милосердия и Здоровья. Красочная энциклопедия половой жизни для самых маленьких (она была ориентирована на аудиторию в возрасте от 7 до 11 лет) очень быстро стала бестселлером.
Сегодня книга превратилась в настоящую библиографическую редкость. Более поздние и немногочисленные эксперименты в этой сфере особого успех не имели, а купить в магазине самую откровенную детскую книжку Советского Союза сейчас уже не реально. Зато ее можно найти в интернете.
В последующие годы появилось много книг зарубежных авторов. Например, в 1990 году вышла \"Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет» (К.Верду, Ж.Кан-Натан, Ж.Коэн),в 1991 - «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 10-13 лет» (этих же авторов).Книги хорошо иллюстрированы и вполне доступно, с учетом возрастных особенностей детей предоставляют необходимую информацию по проблеме анатомии и физиологии мужчин и женщин, а также сведения из области межполовых интимных отношений.
Работа Дюмон В. «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5 – 8 лет» позволяет, привлекая интересный иллюстративный материал, рассказать о зачатии и рождении ребенка, доступно описать сложные физиологические процессы, происходящие в организме женщины и мужчины, готовящихся стать родителями. Книга Дюмон В. «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет» поможет детям и родителям обсудить и найти ответы на все самые каверзные детские вопросы. Работа ориентирована на то, что в данном возрасте дети уже распологают определенным объемом информации по вопросам пола, и их вопросы ориентированы на расширение и углубление знаний. Ребенок ждет от взрослых откровенного разговора: беседы об отношениях между мужчиной и женщиной, о половом созревании, о сложных эмоциях и загадочном слове «любовь».
Также заслуживает пристального внимания родителей книга такого автора, Д.Рюбель «Изучаем свое тело». Однако нельзя недооценивать значимость бесед с детьми по данной теме. Родители могут рассказать все сами и спокойно обсудить с ребенком возникшие у него вопросы. Тем более, что информация, полученная ребенком от родителей в детском возрасте, имеет огромное значение для формирования доверительных и уважительных отношений между ним и родителями.
Очень важно, чтобы сведения были правдивыми, иначе обнаружив недостоверность, ребенок может перестать обращаться к родителям с вопросами, будет меньше им доверять.
Что же делать в случае, если ребенок задал вам такой вопрос?
Прежде всего:
- Родителям следует ценить тот факт, что он обратился с вопросом именно к вам – значит он вам доверяет.
-Необходимо отказаться от стереотипа, в соответствии с которым вопросы делятся на приличные и неприличные – вопрос ребенка кажется порой неприличным, так как взрослые вкладывают в него свой смысл и ассоциируют, прежде всего, с проблематикой секса, полового акта. Между тем в данной вопросе дети не видят ничего неприличного. Для них это вопрос связан с познанием окружающего мира, с получением новой информации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган «Психогигиена пола у детей: (руководство для врача)»).
- Родителям в такой ситуации следует выяснить, а какой информацией ребенок уже обладает и, с учетом возможностей возраста, сообщить ребенку необходимую ему информацию.
- Совершенно необязательно при этом сообщать о половом акте, большинство детей успокаиваются, получив сведения о том, что дети появляются «из животика мамы, откуда их достает доктор в роддоме».
- Последующие вопросы, связанные с ролью папы в этом процессе, целесообразно связать с темой семейных отношений, любви между родителями (то есть нравственным аспектом), в результате которых в «процессе соединения мужской и женской клеточек в животе растет ребеночек».
- Ребенка нельзя обманывать, отвечать на его вопросы слишком общо или поверхностно. Ответы должны быть точными, правдивыми и ясными.
- Сообщая факты, следует давать им оценку, помогая ребенку выработать правильную линию поведения в настоящем и будущем.
- Сказанное должно быть не только понятным, но и помогать уяснить, что взаимоотношения между полами вполне естественны и приняты.
Чаще всего дети сами задают вопросы, но если они этого не делают, необходимо использовать любой благоприятный случай, например при одевании, купании, наблюдении животных и т. д. Если объяснения соответствуют пониманию ребенка, то они не могут быть слишком ранними, тогда как запаздывание может резко усложнить воспитание. Цель бесед не только в том, чтобы снабдить ребенка информацией и научить правильно вести себя, но и в том, чтобы способствовать его обращению за разъяснениями в будущем к родителям.
Вот один из возможных вариантов ответа на вопрос «Откуда берутся дети?»:
«Откуда берутся дети? — Дети растут у мамы в животе. Там есть специальное место — оно называется «матка». В ней ребенку тепло и уютно, как в гнездышке. Там он питается от маминого организма и растет до тех пор, пока не сможет сам дышать и питаться. Тогда он выходит из маминого живота». Некоторые дети сразу, некоторые позже задают вопросы детализированного свойства: как ребенок попадает в живот? Как он оттуда выходит? Зачем папа? и т. д. Иногда дети, наслышанные так или иначе об интересующих их вещах, начинают с этих вопросов. Так, 5-летний мальчик заявил: «Ты мне не говори, что дети — из живота. Это я знаю. Я знаю, что дети — из яйца. Ты мне расскажи: как оно туда попало и как ребенок оттуда выходит?». Имея в виду разнообразие и, часто, неожиданность детских вопросов, лучше дать ребенку сразу полный рассказ. «Для того чтобы появился ребенок, нужно два семечка — мамино и папино. В организме взрослых женщин есть такие клеточки-семечки, они похожи на маленькие-маленькие желточки. А в организме взрослых мужчин есть другие клеточки-семечки. Чтобы из папиных и маминых клеточек-семечек начал расти ребенок, они должны встретиться и соединиться. Как это делается? У мальчиков внизу живота есть орган-трубочка, а у девочек такого органа нет, зато есть дырочка. И вот когда мальчики и девочки становятся взрослыми мужчинами и женщинами, любят друг друга, женятся и хотят, чтобы у них был ребеночек, похожий на них,— тогда папа при помощи своего органа-трубочки закладывает свое семечко маме в живот через дырочку. Там ждет мамино семечко. Мамино и папино семечки соединяются, и начинает расти ребенок. Он растет в матке (см. выше). Сначала он совсем-совсем маленький — не больше капельки. Но мама отдает ему часть своего питания, и он растет. У мамы в это время увеличивается живот: чем больше ребенок, тем больше живот. Папа в это время помогает маме и заботится о ней, чтобы ребенок вырос как можно лучше. Когда ребенок подрастает, он может шевелить ручками и ножками. Мама это чувствует, а папа может почувствовать, если положит руку на мамин живот. Они оба очень радуются этому.
Когда ребенок подрастает еще и сможет сам дышать и питаться молоком из маминой груди, тогда он через дырочку внизу маминого живота выходит на свет — это называется «роды». Ребенок еще не слишком большой, а дырочка растягивается. Чтобы помочь ребенку, мама напрягается, и он выходит через дырочку на свет. Роды бывают в специальном родильном доме. Там врачи следят за тем, чтобы ребенок родился здоровым, и помогают маме. А папа ждет маму и ребенка дома, покупает цветы и готовит все к их приходу. Потом мама кормит ребенка молоком из своей груди, пока он не подрастет и не сможет сам пить и жевать. (Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: (руководство для врача). – Л.: Медицина, 1986. – С. С. 282 – 283).
Получив такое объяснение, ребенок в последующем не раз вернется к этим вопросам. В повторных объяснениях можно не только помочь ребенку понять неясное, но и уточнить терминологию, расширив круг медицинских обозначений (орган-трубочка — половой член, дырочка — влагалище и т. д,).
Подобный рассказ может иметь много вариаций. Надо хорошо подготовиться к таким ответам, чтобы не смущаться, когда дети зададут вопрос внезапно, причем нередко в неподходящем месте (в трамвае, автобусе и т. д.). В таких случаях им можно сказать, что ответ они получат дома. Обещание необходимо выполнить, по возможности — в тот же день. Следует выкроить для этого время и поговорить по-деловому и непринужденно.