С двухлетнего возраста малыши уже способны исправлять ошибки в своей речи и замечать ошибки других. Они также ощущают удачность коммуникации и при необходимости не только повторяют, но и изменяют свои высказывания, чтобы собеседник мог их понять.
Одно из первых лингвистических открытий, которое совершает любой ребенок, овладевающий родным языком – это тот факт, что все предметы имеют свои имена.
К этому открытию его постепенно подводят взрослые, которые неустанно называют имена окружающих его предметов. Случается, что они повторяют слово много раз до тех пор, пока не услышат подтверждения со стороны взрослых. Сделав первое в своей жизни открытие, ребенок в течение некоторого времени стоит на позициях «словесного реализма», т.е. полагает ,что имя – это неотъемлемое свойство вещи и не может быть изменено человеком . Постепенно ребенок открывает в производных словах наличие так называемой «внутренней формы». Возникают вопросы относительно того, почему данный предмет называется так, а не иначе. ( Белку надо было назвать рыжкой, ведь она рыжая)
Четырехлетнему Пете не нравиться слов «нож» применительно к режущему устройству мясорубки. «Не зовите его нож, а зовите звездочка», — просит он взрослых. На определенном этапе своего метаязыкового развития ребенок обнаруживает наличие в языке омонимов и стремиться избегать их в своей речевой деятельности. Так пятилетняя Оксана обнаружила, что одинаково звучат слова «гриб» и «грипп» и тут же спохватилась, что ее могут не так понять. « У меня грипп, — но не тот который едят, а которым болеют». Уже с 5 лет дети обнаруживают разные значения одинаковых слов. « Смотри мама, как я могу сказать: «Раз, два, три.. и еще – три меня мочалкой не сильно».
Дети чрезвычайно чувствительны к искажениям звукового облика слов. Более того, они в состоянии ощутить их неслучайный характер «Миша сообщает маме. « мама, а у нас воспитательница иностранка! Она говорит кофэ пить!» Так, Саша не узнал слово пюре произнесенное с мягким Р.
Не менее чутки дети и к разного рода грамматическим явлениям, Вот некоторые примеры, свидетельствующие о логичности детского языкового сознания.
«Кроватка – женщина, а диван – мужчина». Очевидно, языковом сознании ребенка создается сначала оппозиция родов существительных, обозначающих людей, основанная на различии полов, а затем она уже переноситься в сферу неодушевленных существительных. Для ребенка бывает труден выбор между «два» и «две», «оба» и «обе». Выбор этот, как известно, определяется родом существительных. Ребенку трудно проводить какие-либо аналогии и выбрать соответственно верную форму числительного.
Дети различаются по своей склонности к метаязыковому анализу. Если одни не проявляют интерес к анализу языковых явлений, то другие правильно и быстро замечают ошибки в чужой речи и могут объяснить правильность своего выбора. « Воспитательница говорит: «У меня в группе два Саши» Слышит смех « Вы сказали, что Саша мальчик, а ведь Саша и девочка»
Известно, что речь ребенка в значительной степени отличается от речи взрослого человека. Одно из самых существенных отличий – распространенность в ней так называемых речевых инноваций, то есть фактов, не характерных для общего употребления.
Умение педагогов и родителей сохранить, поддержать этот живой интерес к языку, который наблюдается в дошкольном возрасте, — залог успешного обучения в школе.