В играх с песком ребенок развивает мелкую моторику рук, знакомится со свойствами песка (сухой - мокрый, мягкий - твердый). Малыши узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки, «печь куличи», «варить обед». Для игры можно использовать разнообразные формочки, песочные наборы с грабельками и лопатками, ситечком, ведерком. Можно изготовить формочки и самим из пластиковых бутылочек, флакончиков от шампуня, баночек из-под крема. Отрезая верх бутылочек - получаем воронку. Детишкам очень нравиться наблюдать, как в воронке исчезает песок. Ребенку интересно, когда баночки разные: большие и маленькие, прозрачные и разноцветные. А захватив с собой бутылку воды, мы поможем малышам «сварить обед». Смешивая песок с водой можно приготовить какао, суп, кашу, компот. На мокром утрамбованном песке палочкой можно порисовать.
А уж многочисленные постройки из песка - вот где есть разгуляться фантазии. От самых простых объемных форм - черепаха, крокодил, змея, ежик (пусть малыш воткнет палочки - иголки, глазки – каштаны, либо пробки от бутылок), до самых сложных - замков, автопаркингов, зоопарков. А с игрушками (куклы, машинки) родители с детьми могут придумать сюжет и обыграть их.
Очень нравится детям игра «Найди, где спрятано?»
Взрослый закапывает пластмассовую игрушку или формочку в песок и говорит: «Ой, дельфинчик уплыл, помоги его найти». И пусть малыш совочком, грабелькой, да и просто руками попробует его отыскать. Более старшим ребятам усложняем задачу - они не видят место, где мы спрятали игрушку и стараются самостоятельно откопать спрятанное.
Можно предложить ребятам «секретики» в песке. В ямку укладываем цветочек, фольгу, красивый фантик, закрываем все прозрачным материалом (пластик, стеклышко с обработанными краями) и засыпаем песком. А малыш должен найти «секрет». Ребят очень увлекает эта игра и они в последствии начинают самостоятельно организовывать такую игру с другими детьми или со взрослыми,.
Играя с малышом в песке, не забываем разговаривать с ним, обговаривать свои действия и действия ребенка. Спрашиваем: «Где большой куличик?», « А какой самый маленький?», сравниваем какое ведро тяжелее: полное или заполненное песком наполовину и пр. Так развивается не только мелкая моторика рук ребенка, но и творческие способности, речь, познание окружающего мира; между мамой и малышом устанавливаются доверительные, дружеские отношения.
И пусть не теряется та связующая нить между мамой и ребенком, которая возникла в общих играх, общей деятельности. Мама всегда остается для ребенка старшим другом, который поможет, научит, поддержит.