Не навреди.
Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно — в меру доверчиво и в меру осторожно — реагировать на внешний мир.
К сожалению, сегодня личная безопасность ребенка, как никогда, выступает на первый план. Терроризм, увеличение нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать малышам разговаривать с незнакомыми людьми. Такая позиция понятна. Но давайте посмотрим, к каким последствиям эта установка может принести и на какую почву может упасть зерно недоверия.
Тревожный малыш, или \"Маска, кто ты?\"
Если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится — скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция \"вокруг опасность\" скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свой адрес и телефон (если, конечно, ребенок не потерялся). При этом обязательно отметьте, что в мире много хороших и добрых людей — родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице. Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них.
В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка — поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения.
Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, \"на автомате\", отреагирует на создавшуюся ситуацию.
Активный малыш, или Повторенье — мать ученья.
С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение — не проявление родительского занудства, а необходимость. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем \"смотреть котят\" или \"новую игрушку\", сесть \"покататься в машину\" или \"поиграть в доктора\", а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить
безобидного человека бестактными выпадами Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно — хороших манер. Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких — более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать, — это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости.
Осторожно — \"добрый\" дядя.
Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более, когда они в это время разговаривают с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: «Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там». В любом случае, вы должны быть поблизости и слышать, с какими советами или просьбами обращаются к вашему малышу. Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства.
Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора.
Трудно объяснить дошкольнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Прежде всего, он должен понять, что поступаем неправильно.
Это понимание приходит, когда ребенок видит огорченных родителей, объясняющих ему, что так поступать не надо. Но понимание — не гарантия того, что при первой же возможности ребенок снова не начнет рассказ на нежелательную тему.
Ребенок должен осознать последствия своего поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей — игрушки и все необходимое. Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы то знаем, какие у них намерения.
Вы можете придумать какое-нибудь напоминание, знак на случай, если ребенок забылся и снова затронул запретную тему. Этим знаком может быть любое слово или предмет. Просто заранее скажите ребенку: «Когда я показываю тебе этот предмет, ты вспоминаешь, о чем мы с тобой договорились». Если малыш увлекся и ничего не срабатывает, уведите его от незнакомца, сославшись на спешку.
Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: «До свидания, мы спешим, правда, мама?» — или, если малыш играет поодаль от вас: «Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она».
Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеете право без объяснений развернуться и уйти.
Смотри в оба.
Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто — всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но и взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Игровая площадка должна быть по возможности открытой, чтобы можно было, не мешая детям, постоянно удерживать их в поле зрения. У ребенка не должно быть возможности куда-то убежать, увидев что-то интересное, и потеряться или спрятаться от вас.
Инструктаж хорошо, но игра лучше.
Записка — это всего лишь подстраховка на тот случай, если ребенок растеряется. Минимальную информацию о себе малыш должен знать наизусть и уметь ее четко произносить. В три года ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и домашний телефон.
Хорошо с ребенком заранее обговорить, а лучше проиграть ситуации, в которых он может оказаться один, без родителей. Обычные словесные инструкции ребенок может воспринимать с трудом и быстрее их забывает. Дошкольнику понятнее язык игры, и информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается им быстрее и надежнее.
И еще…
Для того чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не надевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте малышу дорогие мобильные телефоны и деньги. Это не значит, что ваш ребенок должен быть серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную, удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление.
Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившееся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным. Ни в коем случае не браните потерявшегося малыша. Он напуган не меньше вашего. Внимательно выслушайте его и не давайте оценок типа: \"Ах ты, растяпа!\" или \"Какой же ты несообразительный\".
Когда малыш успокоится, попробуйте с ним обсудить произошедшее. А потом \"переиграйте\" ситуацию таким образом, чтобы события — неожиданная потеря и поиск родителей — развивались по нужному, отработанному сценарию. Это поможет ребенку в похожих обстоятельствах действовать эффективнее и избегать опасности.