Необходимо стремиться к тому, чтобы ваше отношение изменялось в сторону лучшего его понимания. В воспитании ребёнка с гиперактивностью нужно избегать крайностей: проявлений чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и постановкой перед ним завышенных требований, которые он не в состоянии выполнять, - с другой, в сочетании с излишней обязательностью и жестокостью наказания.
Учитывать недостатки своего ребёнка, а не злой умысел. Частое изменение указаний и колебания в настроении родителей оказывает на ребёнка с СДВГ глубокое негативное воздействие.
Помнить, что психическое развитие ребёнка происходит не только в умственной (или интеллектуальной ) сфере, но в большей мере в эмоциональном отношении к явлениям и деятельности.
Совместно с ребёнком в позитивной форме создать «Правила» о том, что можно делать и нужно, а чего нельзя. Ребёнок должен знать, какого поведения от него ожидают.
У таких детей слабое место - планирование своих действий, их последствия, реакции окружающих. Поэтому особенно важно поддерживать дома чёткий распорядок дня. Нужно приучать ребёнка к последовательности, целеустремлённости, пониманию необходимости.
Вместе с ребёнком вести календарь погоды и просить его ежедневно делать в нём отметки. Научит определять время и по часам планировать свои действия.
В своих отношениях с ребёнком придерживаться «позитивной модели»: хвалить всегда, когда он этого заслуживает, поддерживать успехи. Избегать повторения слов «нет», «нельзя», достаточно сказать один раз. Говорить всегда сдержанно, спокойно, мягко. При эмоциональном напряжении сдерживать ребёнка, молчать, прижимать его к себе, отвлекать, переключать внимание.
Давать только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы ребёнок мог его завершить. Если малыш переутомился , переключить его внимание на другую деятельность, затем вернуться к исходной.
Поощрять за все виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (конструирование, лепка, рисование, раскрашивание, настольные игр, чтение).
Избегать по возможности скопления людей, пребывания в крупных магазинах и других шумных местах
Во время игр, общения ограничивать ребёнка лишь одним или несколькими партнёрами, избегать шумных друзей.
Не переутомлять малыша, поскольку переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Для расходования избыточной энергии полезна ежедневная физическая нагрузка на свежем воздухе - длительные прогулки, спортивные игры, бег.
Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребёнка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.
Детям с СДВГ присущи недостатки в поведении, но с помощью перечисленных мер можно удерживать их под разумным контролем и добиваться хороших результатов в воспитании и обучении.
Нужно помочь овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности.
При воспитании гиперактивного ребёнка близкие должны избегать двух крайностей: с одной стороны - проявление чрезмерной жалости и вседозволенности; с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребёнка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удается, сделайте это легко с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребёнка и не унижайте его.
Незаменимая, самая важная для детей деятельность - игра, поскольку она близка и понятна ребёнку.
Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребёнка, помогите ему быть успешным.
В этом году они идут в школу, помогите преодолеть школьные трудности.
Помните, что «Норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. Иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту». (Мэри Ш. Курчинка).
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.
Так что, если у вас гиперактивный ребёнок, помогите ему, всё в ваших руках..
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Организация внешней среды
Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Уменьшая количество раздражителей в комнате, мы, таким образом, увеличиваем интенсивность их воздействия.
В таком, особым образом организованном пространстве, ребенок с СДВГ может лучше сконцентрировать свое внимание на предметах, глубже понять их природу
При самом положительном исходе, ребенок может действительно чем-то заинтересоваться, захотеть делать, испытывать удовлетворение от проделанной работы или игры. Это уже является основой для дальнейшего развития его самостоятельности.
Устойчивость домашнего мира
Домашний мир ребенка с СДВГ должен быть устойчивым. Расположение мебели в комнате, занавески, вещи, все должно оставаться на своих местах. \"Свободной энергии\" (энергии концентрации) у такого ребенка и без того мало, механизмы концентрации и торможения работают с трудом. По этой причине, домашний мир ребенка должен быть суперпредсказуемым. Только из такого мира ребенок сможет совершать свои вылазки в большой изменчивый мир и делать небольшие исследования.
Организация рабочего места
Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей. Все шумовые раздражители должны быть удалены. Ребенку нужна тихая и спокойная обстановка для занятий.
Мелочей в организации рабочего места быть не может. Стол и стул должны быть соответственной высоты, чтобы ноги ребенка стояли на полу, не болтались и не подворачивались под себя, приводя к искривлению позвоночника, нарушению кровообращения в следствие этого и к еще большему дефициту концентрации внимания.
Ребенку с СДВГ не хватает психической энергии, так необходимой для конструктивной деятельности. Его бестолковая беготня является реакцией на всевозможные внештатные ситуации и внешние раздражители. Организовав хорошо комнату ребенка, сделав ее знакомой и предсказуемой, можно значительно сократить непродуктивное расходование энергии и направить ее в нужное русло.
Организация времени
Режим дня
Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Режим важен для всех детей, но для гиперактивного ребенка он важен вдвойне. Остатки регуляторных механизмов могут работать только в условиях максимальной упорядоченности.
Выработка правильных привычек происходит только тогда, когда все необходимое делается в одно и тоже время, изо дня в день.
Наилучшее время для работы
Воспитатели детских садов, школьные учителя, родители должны помнить, что ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале урока или занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце урока.
Расписание в картинках (распорядок дня)
Для эффективной организации времени хорошо подходит расписание в картинках. Его можно разместить на специальном стенде в группе детского сада, в классе или дома. Дома можно использовать также специальный альбом с велькро полосками. На эти полосы буду прикрепляться карточки, с обратной стороны которых тоже наклеен кусочек велькро. Таким образом картинки и их последовательность можно менять каждый день.
В таком альбоме или на стенде в нужной последовательности располагаются виды деятельности, игры и занятия. Для того, чтобы детям было легче воспринимать информацию, на карточках пишутся не только слова, но и рисуются картинки или всем понятные символы. Расписание в картинках очень хорошо организует деятельность ребенка.
Заранее обговоренные правила
Озвучить правило поведения.
Когда учитель дает классу выполнить задание, можно именно гиперактивного ребенка попросить \"озвучить\" что надо делать и каким образом. Если ребенок уже умеет писать, он может составить список правил выполнения задания. Если в процессе выполнения этого задания какое то правило будет нарушено, учитель без лишних слов и напряжения может указать ему на эти правила.
Правила перед началом работы
Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Эти длинные нотации все равно не будут выслушаны до конца. Лучше объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.
Краткость инструкции
Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, на запомнит, не будет ей следовать.
Давая инструкцию, нужно также учитывать неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость.
Алгоритмичная организация учебной деятельности
Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Такая подача информации снижает нагрузку на внимание и систематизацию материала при запоминании. Формулировки, иллюстрации, оформления не должны содержать ничего лишнего и отвлекающего.
Предложенная работа должна представлять собой хорошо организованную последовательность определенных видов деятельности, между которыми можно делать небольшие перерывы. Каждый такой вид деятельности представляется короткой инструкцией, отраженной в рисунке или схеме.. Рисунок или схема находятся перед глазами ребенка.
Инструкции должны быть короткими или разделенными на короткие части для того, чтобы хватало объема оперативной памяти, не происходило выпадения, замен, перестановки частей информации.
Идти от особенностей ребенка
Надо не ломать гиперактивного ребенка, а идти от его особенностей
Гиперактивные дети не злы и не злонамеренны. Как правило, они готовы сотрудничать с другими людьми, но они не умеют этого делать. Не надо их ломать, надо идти от их особенностей и давать им шанс проявить себя. Только в этом случае отношения с учителями и сама учебная деятельность может наладиться.
Иногда особенности гиперактивного ребенка довольно сложные и могут сильно раздражать родителей и учителей. Даже в этом случае можно организовать учебную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и добиться успеха.
В каждом конкретном случае ситуация должна быть тщательно проанализирована и должен быть подобран индивидуальный подход к ребенку. Выбор правильной стратегии -это большая ответственность. Если ситуация с конкретным ребенком проанализирована неправильно, его положение в семье и в детском коллективе, а также его поведение могут значительно ухудшиться.
Альтернативная форма поведения
Постоянные окрики и наказания, на которые так щедры взрослые люди, не дадут желаемых результатов. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных качеств ребенка, а так же негативного отношения к учебному процессу в принципе.
Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: \"Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги\". Или: \"У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик\"
В сочетании с другими методами модификации поведения, такой способ может сохранить много нервов и драгоценного времени.
Моментальный характер поощрений
И в системе поощрений приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.
Памятка для родителей
Советы по подготовке гиперактивного ребёнка к школе
1. За два года до начала обучения в школе необходимо обратиться за консультацией к психологу с целью исследования особенностей интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка и получения рекомендаций по его воспитанию и обучению.
2. Тщательно обследовать ребёнка у невропатолога, психоневролога, других узких специалистов. В случае необходимости регулярно пролечивайте ребёнка.
3. Начинать обучение ребёнка с ММД не ранее, чем по достижении им семилетнего возраста. В некоторых наиболее сложных случаях целесообразно отложить начало обучения на год, используя свободный от занятий в школе год на целенаправленную реабилитационную работу с ребёнком и подготовку его к школе.
4. Занятия с ребёнком по подготовке к школе должны быть направлены на развитие речи и мышления, расширение кругозора, общее развитие. Учите ребёнка рассуждать, понимать возможные последствия своих поступков. Обучение должно строиться в игровой форме, с учётом особенностей работоспособности ребёнка. Детей с ММД не следует перегружать умственными занятиями. Исключите, по возможности, излишние механические нагрузки на память.
5. Внимательно отнеситесь к рекомендациям и предостережениям психолога: ему видны и понятны некоторые негативные особенности состояния здоровья ребёнка, которые на момент приёма имеют минимальные проявления и не вызывают вашего беспокойства. Эти проявления могут быть признаками возможных будущих сложностей у ребёнка в школе. Родители часто не хотят верить прогнозам специалистов, хотя вероятность различных осложнений в период школьной адаптации и в течение всего времени обучения в школе у детей с ММД очень велика, а перечень этих осложнений достаточно четко определен. Профессиональный долг врача или психолога своевременно предупредить родителей о наличии признаков ММД и дать рекомендации по реабилитации ребенка.
6. Выбирая школу, исходите из блага ребенка, а не из соображений престижа семьи, амбиций близких людей. Не следует также пытаться решать бытовые проблемы за счет помещения ребенка в школу.
7. Необходимо выбирать программу обучения исходя из разрешающих возможностей ребенка, которые каждый раз определяются индивидуально на основе заключения врачей, психолога, логопеда.
8. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок начал обучение не только по подходящей для него программе, но и у мудрого, понимающего, способного сопереживать учителя.
Другие практические рекомендации мы рассмотрим во второй части статьи.