Например: \"Тебе предлагают незаметно взять из учительского стола деньги, которые собраны на автобусную экскурсию, под предлогом завтра вернуть эту сумму. Как бы ты себя повел?\"
- Можно категорически отказаться от предложения; назвать вещи своими именами. \"Воровство есть воровство. Я не собираюсь ввязываться в эту историю\".
- Другой вариант - сослаться на родителей: \"Если родители узнают, мне больше никогда не дадут денег на развлечения\". \"Моим родителям всегда все становится известно, и церемониться со мной они не станут\". Родители обычно поддерживают любые такие отговорки, вплоть до \"Отец убьет меня за такие дела\", если это помогает ребенку найти выход из положения.
- Неплохой выход - найти себе союзника. Если ребенку говорят: \"Зря боишься, все делают это\", он оказывается в довольно затруднительном положении. Пусть попробует назвать кого-нибудь еще, кроме себя, кто не делает \"это\". Например, \"Антон и я будем вместо этого...\".
Мы иногда недооцениваем способность детей самим предлагать решения проблемы. Цель таких упражнений не в том, чтобы заучивать наизусть готовые способы поведения и отговорки. Пусть ребенок поймет, что из любого положения всегда можно найти выход, и не один. Эта уверенность как раз и дает силы не поддаваться давлению других людей и обстоятельств.