Деньги не даются легко, на это уходят силы и время. Ты можешь выбирать, что в данный момент для тебя важнее: возможность отдыхать и бить балду все лето или заработать деньги на новый плеер. Первый вариант, между прочим, не всегда хуже второго.
Взрослые не выпрашивают деньги, они находят возможность заработать или ограничивают свои потребности. И семилетние дети в этом случае не должны быть исключением — они уже вполне взрослые, чтобы зарабатывать.
Платят за общественно полезный труд, а не за личные достижения. Денежный подарок за первое место в соревновании по плаванию или отличную учебу — это не зарплата, а поощрение.
Квалифицированная, требующая знаний работа ценится выше. Разберешься с газонокосилкой и подстрижешь траву на даче — получишь больше, чем за прополку грядок вручную, а перевод статьи с английского будет стоить дороже вымытой посуды.
Первый заработок — это совсем не то, что карманные деньги. Еженедельные денежные выплаты стабильны, работодатель в отличие от родителя не станет увеличивать суммы \"за красивые глаза\". Заработок может быть больше или меньше, от него можно отказаться вообще или, напротив, попросить сверхурочные. Карманные деньги получаешь потому, что ты уже взрослый и нуждаешься в наличных. Заработок — потому, что хорошо и грамотно выполняешь полезную для семьи или общества работу.
От семи лет и старше
Оптимальный возраст для первого самостоятельного заработка — семь лет. Это не столько календарный, сколько психологический рубеж. Семилетка в отличие от дошколенка может и хочет видеть себя существом социальным, и для него как никогда важны новые, общественно значимые умения. В том числе умение заработать на вожделенный диск, приглянувшуюся игрушку или вторую порцию клубничного мороженого. Кроме того, в этом возрасте ребенок уже владеет навыками счета и сможет сопоставить полученную сумму с ценами в магазине. Четырех-пятилетний малыш просто не поймет, за что именно он получил \"зарплату\" и чем заработанные купюры отличаются от денег, которые папа дал \"за хорошее поведение\" или бабушка подарила \"просто так\".
Оптимальный возраст для первого самостоятельного заработка — семь лет. Это не столько календарный, сколько психологический рубеж.
Ну а если семь свечек на торте уже задуто, а психологически (вы чувствуете это как внимательные родители) малыш не дозрел? Значит, с поиском оплачиваемой работы лучше повременить годик-другой. Ребенок старше семи лет уже умеет делать определенные вещи, которые могут быть оплачены: домашние дела, помощь на дачном участке или во дворе, и даже задания, требующие интеллектуальных усилий.
Ударим рублем по двойке?
Какой же труд достоин оплаты? Уборка дома? Клейка корзиночек из бумаги? Решение задачек про бассейны, яблоки и двух маляров? Хорошее поведение? Прогулка с собакой и кормежка морских свинок? Найти подходящую \"вакансию\" для юного труженика не так уж и сложно.
Домашние дела
Условно они делятся на две категории: прямые обязанности ребенка и остальные прочие. Заправленная с утра постель, порядок на полках, аккуратно сложенная одежда — все это само собой разумеющиеся действия, обязательные и оплате не подлежащие. Ведь такие обязанности есть у каждого члена семьи.
Что касается иных домашних дел — платить за них вполне можно. Родители могут предложить на выбор несколько вариантов, различающихся уровнем сложности: например, мытье посуды или пола, вытирание пыли или чистка паркета и полировка комода. Удобнее всего платить не за каждую вымытую тарелку и политый фикус, а за неделю безукоризненного качественного труда.
Гони монету!
Если ребенок требует, просит или выклянчивает деньги за повседневные обязанности — пожалуйста, предлагайте самую высокую зарплату. Она пригодится ему, чтобы платить маме за приготовление завтрака, обеда и ужина, а также стирку и глажку, папе — за починку велосипеда, старшему брату — за помощь в рисовании крокозябры или решении задачек по физике.
Хорошие оценки
Психологи в один голос твердят: платить за оценки — вредно. Родители кивают, соглашаются и... выставляют чаду прейскурант. Мол, исключительно для учебной мотивации. И — оказывают медвежью услугу, ведь проблема неуспеваемости таким образом не решится. Если школьник невнимателен, неусидчив и таскает \"пары\", хоть озолоти его, он не станет более дисциплинированным и способным. Ребенку может быть тяжело или неинтересно, ему могут мешать хорошо учиться сложные отношения с одноклассниками и педагогами, и так далее. В этом случае хрустящая купюра не приведет к решению проблем, а, напротив, усугубит их. К тому же плата \"за оценки\" ориентирует не на знания, а на результат. Дети, которых ругают за двойку или хвалят за пятерку, очень часто начинают выпрашивать оценки, устраивать истерики и лить слезы, не получив вожделенной пятерки, а то и вовсе хитрить, изворачиваться и \"терять\" дневники по семь раз в год.
Гони монету!
Способ поощрить любовь к знаниям длинным рублем все-таки существует. Можно время от времени устраивать домашние викторины по определенным предметам, вроде известных телешоу \"Кто хочет стать миллионером?\" или \"Умники и умницы\". Ребенок неделю готовится, вникает в тему, с помощью родителей разбирает ее, а затем отвечает на вопросы и в зависимости от результата получает денежный приз.
Купля-продажа
Родители не единственные работодатели для ребенка. В 8-10 лет чадо уже может делать что-то не только семейно полезное, но и общественно полезное (разумеется, по предварительной договоренности родителей с обществом в лице соседа или друга семьи). Помочь дяде Сереже вымыть машину или покрасить забор, кормить и выгуливать тойтерьера Джекки, пока его хозяева наслаждаются отдыхом на море, подтянуть соседскую дочку по математике или просто посидеть с ней пару часов — все это можно сделать с выгодой для себя. Можно вымыть и починить старый велосипед или коляску, пылящиеся на даче без дела, а затем продать вещь и получить за это деньги. И не беда, если родители втайне от маленького работника увеличат вознаграждение за счет семейного бюджета. Главное, что ребенок поймет: его труд достоин оплаты, и необязательно из семейного кармана.
Гони монету!
\"Подарить\", \"помочь\", \"поддержать\" — все эти понятия не должны затмеваться денежным азартом и жаждой наживы, пусть даже детской, пока еще забавной и невинной. Если чадо отказывается помогать \"за просто так\", нелишней станет беседа о любви, дружбе, взаимовыручке с чтением соответствующих сказок и декларированием пословицы \"Не имей сто рублей, а имей сто друзей\".
Трудовой контракт
Отношения \"работник — работодатель\" строятся по несколько иным принципам, чем \"ребенок — родитель\", и это нужно озвучить сразу. Мама платит деньги не потому, что любит, и не за то, что ты помог, а за конкретную работу — как взрослому. И, следовательно, работа эта должна быть выполнена в срок, без напоминаний и качественно. Размер дохода зависит от затраченных усилий и времени. Лучше всего, если у маленького работника будет стабильная еженедельная работа — например, определенные домашние дела (помимо домашних обязанностей) и периодический \"фриланс\". И та и другая суммы оговариваются заранее и по возможности обосновываются. Чадо должно понимать, что пока не может заработать несколько тысяч рублей в неделю, поскольку не в состоянии побелить потолок, положить плитку в ванной или перевести научный труд на китайский язык. (Но если будет хорошо учиться, слушаться маму и вовремя есть манную кашу — непременно станет работником более высокого уровня). Как правило, размер \"заработка\" составляет 50-100% от обязательных карманных денег. \"Работодатели\" имеют право не только поощрять чадо премиями — например, за неделю чистых тарелок (вымытых, что важно, без единого напоминания), но и штрафовать за халтуру. Однако тем и другим злоупотреблять не рекомендуется. В первом случае чадо будет выплату \"сверхурочных\" считать нормой, а их отсутствие воспринимать как наказание. Во втором — перестанет реагировать на замечания и \"удар рублем\" и вскоре потеряет интерес к работе вообще.
Объясняя те или иные принципы поведения мамы-начальника и папы-работодателя, не забывайте приводить примеры из взрослого мира, ведь ваш ребенок, как взрослый, зарабатывает себе на мороженое-пирожное и игрушки честным трудом, а это нужно ценить.
Анна Моргунова
Татьяна Котова,
детский психолог, кандидат психологических наук, преподаватель психологии
Елена Дронова,
детский психолог