ЧТО СДЕЛАЕТ МАМА, сидящая на диете, если ей захочется съесть шоколадку? Правильно! Либо нарушит диету, либо в расстроенных чувствах отправится на кухню жевать опостылевший шпинат. А что предпримет маленькая девочка, если ее лишат сладкого? Немного поплачет, а потом положит на тарелку кусочки пластилина, назовет их «конфетками» и уже через несколько минут будет выглядеть вполне счастливой. Психологи называют детское сознание мифологическим, ведь из-за недостатка опыта и эгоцентризма ребенок не делает четких различий между реальным и воображаемым удовлетворением потребностей. «Если очень долго прыгать и махать руками, то можно полететь». «Цветное стеклышко, найденное на асфальте, — волшебное!» Стоит немного поговорить с ребенком, и вы обнаружите сотни подобных заблуждений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, беседуя с дошкольником на «взрослом» языке, вы не всегда добиваетесь взаимопонимания: чтение сказок и ролевые игры — вот посредники, которые помогут вам донести до малыша необходимую информацию.
Как и любой другой вид искусства, сказка воздействует на ребенка благодаря механизму идентификации: малыш отождествляет себя с главным героем и вместе с ним переживает все приключения. И хотя трагедия Колобка — выдумка, не имеющая под собой реальных событий, — эмоциональный опыт, полученный деткой от прочтения этой истории, вполне реален. Такая особенность восприятия позволяет использовать сказки и игры не только для развлечения малыша, но и для того чтобы научить его справляться со стрессом, общаться с окружающим миром и помочь освоить разные социальные роли (например, представить себя школьником).
Так что же нужно читать и во что лучше играть с детьми того или иного возраста?
От 2 до 3,5 лет
Что читать.
В этот период ребенок хорошо воспринимает большую часть классического детского репертуара: на смену «Теремку» и «Репке» приходят более длинные и содержательные истории, например «Три поросенка» и «Красная Шапочка». Однако, несмотря на литературную всеядность, чадо порой демонстрирует завидное постоянство, требуя снова и снова читать ему определенную сказку. Не отказывайте детке в таких странных на первый взгляд просьбах. Дело в том, что, пытаясь переключить внимание ребенка на другую сказку, взрослые мешают ему полностью усвоить содержание полюбившейся истории. Представьте, что вы прослушиваете учебный текст на иностранном языке. Первое, второе, пятое воспроизведение — и вот, наконец, становится понятно, что мистер Блэк не встречал мисс Уайт, а, наоборот, провожал ее. С похожими языковыми трудностями сталкивается и ребенок, который всего-то три года как изучает русский.
Как читать
Медленно и выразительно. Наделяя каждого героя «особым» голосом, вы облегчаете малышу восприятие текста. Кроме того, «чтение по ролям» позволяет передать характеры действующих лиц: только услышав «ваш» громкий лай, ребенок поймет, почему лиса испугалась собак.
Обращайте внимание на иллюстрации. Забудьте о том, что «показывать пальцем нехорошо», и тычьте им в картинки. А как иначе вы сможете объяснить малышу, что такое «хижина» или «кочерга»?
Избегайте сложных речевых оборотов. Не оспаривая талантов детских писателей, стоит заметить, что они не всегда учитывают особенности восприятия своей целевой аудитории. Длинные предложения лучше сокращать, а вместо непонятных словосочетаний вставлять знакомые.
Для неугомонного трехлетки сказки выполняют функцию одного из главных источников информации о расстановке сил в нашем мире. Оказывается, волки едят зайцев, а зайцы любят капусту, которую выращивает мужик, называемый крестьянином. У крестьян же, в свою очередь, бывают красивые и уродливые дочки, умные и глупые сыновья, матерями которых часто являются сварливые бабы.
Во что играть.
От 2 до 3,5 лет ребенок успевает пройти две стадии развития игры. Первая заключается в воспроизведении отдельных действий взрослых или любимых персонажей: карапуз топает как медведь, кормит куклу как мама и стучит молотком как папа. Но пока еще ребенок не отождествляет себя с тем, кому подражает, он поглощен самим действием.
На второй стадии возникают простые ролевые игры: трехлетний малыш моделирует и разыгрывает в лицах эпизоды знакомых сказок или повседневные ситуации, типа «похода в магазин» и «посещения поликлиники». Он не только полностью входит в образ, копируя мимику, интонации и действия врача или продавца, но и требует от другого человека подыгрывать ему. На этом этапе не обойтись без участия папы с мамой или старших братьев и сестер. Педагоги и психологи заметили, что чем больше родители играют с ребенком, тем легче он адаптируется к реальным жизненным ситуациям, в которых необходимо принять на себя роль пациента, покупателя или гостя.
От 3,5 до 5 лет
Что читать.
Атрибуты, относящиеся к полу ребенка, приобретают для него все большее значение, и этот процесс гендерного самопознания обязательно нужно учитывать при выборе книг. Малыш начинает отождествлять себя с персонажами своего пола, и если он не находит достойной фигуры для идентификации, то интерес к сказке быстро пропадает. Поэтому девочкам нужно читать про хитрых лисичек и принцесс, а мальчикам — о смелых зайцах и «войнушках». Этот возрастной период — время появления страхов, первых обид и конфликтов с ровесниками, поэтому сказки должны выполнять в первую очередь исцеляющую, психотерапевтическую функцию. Допустим, если дочка перестала быть единственным ребенком в семье, стоит сделать ей прививку от ревности вакциной из сказки «Гуси-лебеди». Если же наследник боится темноты, то ему имеет смысл прописать по две страницы «Краденого солнца» ежевечерне. Особую роль играют волшебные истории, создающие у ребенка ощущение, что на свете не существует нерешаемых проблем и из любой ситуации можно найти выход. Если сказку читают родители, то малыш чувствует, что именно они помогают ему избавиться от обиды, зависти и других гнетущих эмоций, и его доверие к взрослым значительно укрепляется. Как читать Поскольку сказки стали длиннее, читайте их по частям. Не пугайтесь, если малыш интерпретирует содержание по-своему, — лучше попытайтесь разобраться, из-за чего это происходит. Почему дочка сокрушается из-за того, что Элли потеряла серебряные башмачки, и совсем не радуется возвращению героини домой? Не потому ли, что вчера в детском саду вредные мальчишки закопали в кадке с фикусом ее чешки? Каким бы очевидным ни было сходство с недавними происшествиями, воздержитесь от комментариев, проводящих параллели между ними и сказочным сюжетом. Мышление малыша конкретно, и он способен уловить лишь созвучность своих переживаний и эмоций главного героя.
Терпеливо отвечайте на вопросы, даже самые абсурдные. Будучи сильно привязанным к маме и папе, ребенок может не понимать, почему во многих сказках ничего не говорится о родителях главных персонажей — щенков, котят или птенцов. Какие трагические события привели к тому, что они самостоятельно разгуливают по улицам?
Если вы заметили, что содержание книги вызывает у ребенка сильное волнение, предложите ему вместе нарисовать иллюстрации к этой истории. Таким образом вы поможете наследнику глубже погрузиться в сказку и поучаствовать в развитии ее сюжета. При этом малыш может снабдить русского богатыря автоматом Калашникова или навсегда оставить Царевну-лягушку в ее зелено-бородавчатом обличье. Пусть так и будет — настаивать на исправлении неточностей не нужно: значит, именно они необходимы для того, чтобы ребенок избавился от эмоционального напряжения.
Во что играть.
Как и сказка, игра в этом возрасте выполняет функцию «мельницы», которая перерабатывает все значимые эмоциональные впечатления и превращает их в полезный опыт либо в приятные воспоминания. Повторяя то, что его обрадовало или напугало, ребенок овладевает новыми впечатлениями и встраивает случившееся в свою картину мира. Кроме того, игра позволяет малышу преобразовать ситуацию: представить себя злым персонажем, победить обидчика или продлить радостное событие.
От 3,5 до 5 лет ребенок осваивает игры с простым сюжетом. Если раньше он просто бегал по квартире с крышкой от кастрюли и играл «в водителя автобуса», то теперь ваше жилище и впрямь напоминает маршрут «Бирюлево — Выхино» с пробкой из машинок на отрезке между письменным столом и книжным шкафом. Сюжет игры — это последовательность ситуаций, связанных между собой, поэтому не вздумайте выносить из ванной дедушкин чемодан, надеясь, что сын про него давно забыл, — вы просто не знаете, что саквояж символизирует конечную остановку, до которой ехать еще 1 час 17 минут!
В сюжетно-ролевых играх обычно задействовано несколько персонажей, но детям младше 5 лет сложно ориентироваться в отношениях между всеми героями, поэтому они упрямо придерживаются своей линии поведения. Если понаблюдать за четырехлетками, занятыми общей сюжетной игрой, то можно увидеть, что они играют не вместе, а рядом. При этом каждый «перерабатывает» свою проблему и время от времени пытается вовлечь в этот процесс другого. Но детям еще сложно договориться между собой, поэтому в таких играх очень важно принимать участие взрослым — ведь только они могут научить ребенка компромиссам и уступкам.