Стоит ли овчинка выделки
С первых месяцев жизни ребенок занят сосредоточенным созерцанием, затем общением (сотрудничеством) с окружающими его взрослыми. При этом он непрерывно учится. Если взрослые способны создать условия, когда ребенок погружен в атмосферу творческой активности, диалога и увлекательных (развивающих) занятий, в таком случае заметные успехи в развитии не заставят себя долго ждать. Собирая специальную папку - портфолио, мы можем не только зафиксировать эти успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.
Начав водить ребенка в детский сад, родители всегда найдут возможность поговорить с воспитателями, узнать каков их малыш в социуме, общителен ли он, контактен ли... Войдя в кабинет к психологу или другому специалисту, после всего лишь получасовой беседы взрослые вопрошают: \"Ну, как Вы находите нашего малыша?\" И ожидают \"точный диагноз\". А как же обратная связь?
Не приходилось ли вам задумываться над тем, что воспитателям детского сада, знающим малыша с одной стороны (ребенок в коллективе) весьма полезно было бы знать его и с другой стороны (ребенок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идет в сравнение с \"иллюстративным материалом\", не так ли? Портфолио - папку роста, развития и достижений, вполне можно (и нужно!) представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка, отмечаемом в группе детского сада. Тем самым мы с одной стороны мотивируем ребенка (Еще бы! И друзья, и воспитатели увидят его труд!) А с другой стороны, оставив портфолио в группе, мы предоставим возможность педагогам получить всестороннюю информацию. Даже при острой нехватке времени у воспитателя мы имеем прекрасную возможность многое показать и рассказать. Ведь пролистать красочную папку так интересно! Да и для \"точного диагноза\" любому детскому специалисту такая папка будет хорошим подспорьем.
Функции портфолио
Итак, если на семейном совете принято решение \"Портфолио - собирать!\", в первую очередь стоит наметить основные функции портфолио для того, чтобы не получилось \"собирание ради самого собирания\". К ним [функциям] относятся:
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
О том, как эти функции реализовывать, станет ясно после знакомства со структурой портфолио и обсуждения важности/нужности тех или иных разделов и вкладок к ним.
Каким будет портфолио
Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой \"книжкой с картинками\" для ребенка, и предметом его гордости. Малышу обязательно надо объяснить, что за \"волшебную книжку\" вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок \"не поймет\" или \"быстро охладеет\". Поймет! В 3-летнем возрасте все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она \"с восторгом примет\" все творческие работы, с \"особым вниманием отнесется\" к удивительным фантазиям, а через некоторое время \"с любовью напомнит\" о том, \"каким еще год назад я был маленьким\"! Работу над \"волшебной книжкой\" можно начать с совместного похода за обложкой (вместе выбрать папку). Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребенком. Постепенно, не все сразу. Пусть какое-то время некоторые из них останутся черно-белыми. Поначалу детские \"разукрашки\" не всегда выглядят эстетично. Однако, ни в коем случае не надо от них отказываться. В \"папку-файл\" одной стороны вложите разделитель, раскрашенный взрослым, с другой стороны - ребенком. Ребенок будет рад совместному творчеству. Как только внешний вид \"разукрашки\" перестанет ребенку нравиться, он легко заменит его на новый, более качественный. Фотографируя поделку или рассматривая рисунок, целесообразно будет задать маленькому автору несколько вопросов:
- Тебе нравится эта работа?
- Как ты думаешь, имеет ли смысл поместить эту работу в твой портфолио?
- Давай подумаем, в какой раздел эта работа больше подходит?
В процессе работы над сбором материалов может обнаружиться, что предлагаемых нами примерных разделов портфолио будет недостаточно, либо они не совсем близко подойдут Вашему ребенку по тематике. Родителям непременно ст?ит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел. В таком случае большие успехи на этом поприще не будут умалять других достижений, несомненно, важных, но не столь заметных.
Оформление портфолио
Для сбора портфолио потребуется папка, лучше всего архивная. Благодаря жесткой обложке и надежному механизму крепления вкладышей, она не сильно истреплется во время использования. Рекомендуем приобрести папку с красочной, нарядной обложкой. Сейчас есть возможность купить в магазинах многотомные архивные папки. Они оформлены в едином стиле, не слишком толстые (а значит, в наполненном состоянии будут не слишком тяжелые). Корешки этих папок, поставленные в ряд, образуют единый рисунок.
Если в наличии только традиционные черные папки Krona, их также несложно \"довести до ума\". Достаточно оклеить папку бумагой для упаковки подарков. Лучше всего использовать клей ПВА, т.к. он не оставляет желтых разводов. Предпочесть ли блестящую \"голограмму\" или бумагу с нежным детским рисунком - это дело вкуса. Главное, чтобы бумага была плотной и не пузырилась при наклеивании.
Дополнительно нужно приобрести папки-вкладыши с перфорацией формата А5, А4 и А3.
Советы по наполнению разделов портфолио
1. Титульный лист.
увеличить >>> На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, а также дата окончания. Для начала на черно-белом листе в верхней части \"отпечатайте\" детскую ладошку.
Варианты:
- обвести ладошку фломастером и аккуратно закрасить контур карандашом;
- окунуть ладошку в краску (нежные тона) и оставить отпечаток;
- обвести ладошку на отдельном листе цветной или бархатной бумаги и наклеить на титульный лист.
После того, как \"ладошка\" готова, приступайте к раскрашиванию и оформлению. Желательно для титульного листа использовать плотную бумагу \"для черчения\". К моменту завершения работы над портфолио, кода малыш подрастет, необходимо отпечатать вторую ладошку. Возможно, идея с ладошкой вдохновит вас на ежегодное \"торжественное\" отпечатывание. Равно как зарубки роста на дверном косяке, можно оставлять на память растущие ладошки. Для них надо выделить отдельный лист-вкладку. Лист в таком случае помещается в разделе \"Я расту\", внутри ладошки записывается возраст и/или дата.
2. Познакомьтесь со мной.
Вкладышами в этом разделе являются листы:
2.1. Вкладыш \"Полюбуйтесь на меня\" - здесь последовательно вклеиваются портреты, сделанные в день рождения. Желательно, чтобы они были однотипными, т.е. все в полный рост, или все поясные или только личико. Если фотография ребенка участвовала в фотоконкурсе, распечатку соответствующей Интернет-страницы тоже надо вложить, как отдельную вкладку.
2.2. Вкладыш \"Обо мне\" - лист содержит информацию о времени и месте рождения, информацию о том, что означает имя ребенка, в какой день празднуются именины. Хорошо, если родители напишут небольшой рассказик о том, как и почему было выбрано именно это имя. Вдохновение можно черпать из нашего тематического конкурса рассказов
Можно подобрать материал о том, откуда пошла и что означает фамилия.
Информация о знаменитых тезках (например, в виде простого перечисления: \"Это имя также носили…\" или как это сделала Елена) и известных однофамильцах тоже может найти свое место в этом разделе.
2.3 Далее раздел можно дополнять любой \"персональной\" информацией: знак зодиака, цветочный и прочие гороскопы, талисманы и так далее.
3. Я расту.
3.1. Вкладыш \"Динамика роста\". Её лучше отслеживать не с момента начала ведения портфолио, а уже с первого года жизни. В качестве дополнительной информации приводим ориентировочную формулу для определения роста детей старше года. При этом необходимо помнить, что рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.
Для детей младше 8 лет:
130 см - 7 см · n,
где n - число лет до 8.
(например, если ребенку 6 лет, то его приблизительный рост должен быть 130 см - 7 см х 2 = 116 см)
Для детей старше 8 лет:
130 см + 5 см · n,
где n-число лет после 8;
(например, ребенку 9 лет, его приблизительный рост должен быть 130 см + 5 см х 1 = 135 см)
3.2. Вкладыш \"Мои достижения за год\" (благодарю Елену за оригинальную идею этого листа). Обычная фиксация роста и веса не является информативной. Например, два ребенка имеют рост 105 см. Однако, один вырос за год на 3 см, а другой на 6 см. Это информация совсем другого рода. Для оценки развития важен не столько конкретный показатель, сколько его приращение. Вместе с тем, на этом листе фиксируются не только физические показатели, но и приобретенные за прошедший год умения и навыки: научился считать до 10, выучил буквы, научился кувыркаться и т.п.
4. Моя семья.
Разделитель для этого блока мы предлагаем в двух вариантах, т.к. состав конкретной семьи может не соответствовать изображению. Если ни один из вариантов не понравился, можно вместо рисунка наклеить фотографию. В том случае, если картинка не вызывает неприятных чувств, семейная (общая) фотография вклеивается на специальный лист.
Листы-вкладки посвящены кратким рассказам о членах семьи. Можно использовать \"индивидуальные\" вкладыши для мамы или папы и \"сдвоенные\" для других родственников. В рассказе, кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия того или иного члена семьи, а также особенности совместного времяпровождения. Например, \"с тетёй Женей мы часто гуляем в парке и собираем листья для гербария\".
5. Чем могу, помогу.
Малыши первых лет жизни активно \"принимают участие\" в работе по дому. Они помогают опускать белье в стиральную машину, поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль. Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому.
Примечание. Впоследствии у ребенка не возникнет проблем с заполнением раздела \"Мои общественные поручения\", который является неотъемлемой частью портфолио ученика начальной школы
6. Мир вокруг нас.
Выходя за пределы домашнего пространства, ребенок сталкивается с удивительным окружающим миром. Он задаёт неожиданные вопросы, на которые у взрослых порой нет простого ответа. Высказывает свои мысли и наблюдения. Знакомится с растениями, животными, природными явлениями. В этом разделе можно поместить небольшие заметки, проиллюстрировать их фотографиями или подобрать в журналах тематические картинки. Можно взять за правило после каждой, расширяющей кругозор познавательной прогулки, выполнять с ребенком небольшую творческую работу. Уже с раннего возраста стоит подумать о мини-экскурсиях, которые поддерживают интерес к истории родного города, гордость за свою малую Родину (например, как это делает Ольга Корецкая).
7. Вдохновение зимы (весны, лета, осени).
Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Осенью мы вместе с детьми собираем гербарий, зимой лепим снежную бабу, весной пускаем кораблики, летом купаемся в реке… Все это находит отражение в детских рисунках и других творческих работах. Кто-то с ранних лет проявляет интерес к фотографии, кто-то пишет свои первые стихи, кто-то с увлечением оформляет тематический плакат, а кто-то ведет календарь природы Все эти работы вполне могут стать прекрасным наполнением этого раздела.
Если ребенок посещает детский сад, он, кроме всего прочего, принимает активное участие в утренниках (\"Здравствуй осень\", \"Новый год\", \"8 марта\"). После каждого утренника в раздел желательно добавлять специальный лист-вкладку. Сюда можно поместить фотографии с утренника, записать стихотворение, которое рассказывал малыш. Стоит упомянуть конкурсы, в которых ребенок участвовал, танцы и песни, которые исполнял. Записать его впечатления от этого мероприятия.
8. Романтика путешествий
Удивительным путешествием для ребенка может стать не только поездка к морю или экскурсия в другой город, но и поход в зоопарк или прогулка по осеннему лесу.
Вкладышем в этот раздел могут стать красочно оформленные листы с указанием места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками и содержащие небольшой рассказ о наиболее ярких впечатлениях.
9. Мне интересно
Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества как в стенах детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования. А кто-то проводит целые часы, занимаясь любимым делом дома. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов. Данный раздел поможет с пристальным вниманием следить за интересом ребенка и фиксировать достигнутые результаты.
Если ребенок занимается под руководством педагога, постарайтесь получить у него [педагога] отзыв. Желательно брать отзывы после каждого \"зачетного этапа\", которым может стать соревнование, отчетный концерт, выставка работ.
Иногда приходится слышать от родителей: \"А мой ребенок ничем не интересуется!\". А потом вдруг выясняется, что малыш собрал внушительную коллекцию фигурок динозавров, причем точно помнит не только их сложные названия, но и период, и место обитания, и даже пищевые пристрастия. Иной раз родители жалуются, что они не в состоянии \"диагностировать\" какой-то конкретный интерес у ребенка. Мол, занимается всем понемногу. \"Проблема\" решается очень просто. Присмотритесь, что именно показывает ребенок в первую очередь, когда к нему приходят друзья или Ваши гости.
10. Золотые ручки
Этот раздел содержит фотографии работ (если они объемные) или сами работы, выполненные руками ребенка: поделки из природных материалов, вырезанные снежинки, постройки из конструктора, самодельная бумага и многое - многое другое. Работая с ребенком в этом направлении, Вы можете опираться на раздел \"Умелые ручки\" портала \"Солнышко\", а также на опыт читателей сайта
! Не забывайте, что одна из функций портфолио, так называемая \"содержательная\" - раскрыть весь спектр выполняемых ребенком работ.
11. Волшебные пальчики
В разделе помещаются работы ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или из теста (фотографии работ). Сюда же можно поместить отчеты о выполнении пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений).
12. Светлая головушка
В возрасте 3-6 лет происходят большие изменения во всем психическом развитии ребенка. Чрезвычайно возрастает его познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются задатки логического мышления. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие речи, боле высоких, логических форм мышления и способностей к учебной деятельности. Родителям необходимо предоставить ребенку возможность для развивающих занятий, подбирая соответствующие возрасту задания на сообразительность, логику, внимание. Большой выбор типовых заданий предлагается нашим читателям в цикле развивающих стенгазет \"Солнышко\" Также можно использовать специализированную литературу (развивающие пособия). Успешно выполненные ребенком задания вкладываются в раздел \"Светлая головушка\". Если ребенок правильно выполнил задания стенгазеты и красочно ее оформил, можно вложить всю газету целиком (в сложенном виде) и дополнительно вложить фотографию работы.
13. Прыг - скок
Данный раздел отражает динамику развития физической активности. Желательно фиксировать освоение ребенком тех или иных физических упражнений, а также количество повторений. Это могут быть кувырки, хождение по бревну без поддержки, катание на лыжах, отжимание от пола, лазание по канату, вращение хула-хупа, прыжки через скакалку и многое-многое другое.
Вкладыш \"Динамика развития\" - это сводная таблица, где указаны виды физических упражнений, возраст, в котором ребенок их освоил, а также количество повторений (в разах) или продолжительность (в минутах или секундах) с указанием возраста (или даты) освоения. Столбец \"Физическое упражнение\" может содержать не только текст, сюда можно вклеить фотографию ребенка, выполняющего это упражнение, или подобрать сюжетную картинку (вырезать из старого журнала).
14. Что ни слово - золото
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Малыши нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! Многие родители тщательно записывают детские перлы и даже присылают в редакцию портала. Предлагаем в этом разделе портфолио собрать собственную удивительную коллекцию слов и высказываний вашего ребенка.
15. Почитай-ка
Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды. Педагоги-психологи рекомендуют не только читать литературу, но и заканчивать знакомство с произведением небольшой \"анкетой\", в которой ребенку в непринужденной обстановке предлагается поговорить о прочитанной книге (ответить на типовые вопросы).
Если ребенок уже умеет читать, можно добавить в раздел графики роста скорости чтения. Однако следует заметить, что не скорость чтения надо ставить целью! Важно, чтобы ребенок не быстро читал, а, в первую очередь, хорошо понимал смысл прочитанного и мог пересказать текст своими словами.
Примечание. В различных источниках то и дело проскальзывает информация о том, что основная проблема, связанная с трудностями обучения в начальной школе, обусловлена тем, что школьники не понимают смысла прочитанного в учебнике задания. И, как следствие, не могут правильно его выполнить. Для расширения кругозора и пополнения словарного запаса можно взять на вооружение один несложный прием. Если ребенок уже способен читать самостоятельно, используйте в качестве закладки к книге карандашик. Всячески поощряйте обнаружение ребенком новых незнакомых слов, предложите помечать их (точкой или \"галочкой\") по ходу текста. Когда ребенок закончит чтение отрывка, попросите показать подчеркнутые слова. Спросите, что, по его мнению, означает это слово. Обязательно похвалите, если догадка будет верной или же объясните правильное значение (желательно с опорой на толковый словарь). Одной-двух минут в день будет вполне достаточно для того, чтобы словарный запас ребенка к началу обучения в первом классе соответствовал уровню выпускника начальной школы (совет из личного опыта автора).
16. Мои фантазии
Раздел вмещает абсолютно все фантазии малыша независимо от формы проявления. Это могут быть сочиненные ребенком сказки или истории-небылицы, рисунки, фотографии облаков или найденных ребенком лесных коряг, по форме напоминающих каких-то существ. Мир фантазий ребенка безграничен, так пусть он найдет свое отражение в этом разделе!
17. Грани таланта
В арсенале каждого малыша непременно есть работа, являющаяся предметом его гордости! Возможно, это произведение представлено дома и занимает почетное место на полке, может быть висит на выставке работ в детском саду, а может эта работа (или ее фото- или ксерокопия) принимает участие в конкурсе, проводимом городским домом детского творчества, печатным изданием или Интернет-порталом Рекомендуем вкладывать в этот раздел не только оригиналы (или копии) работ, но и фиксировать сам момент участия: фотографировать выставку и стенд с работой, распечатывать Интернет-страницу, на которой работа опубликована, приобрести и вложить в портфолио детский журнал, проводивший конкурс
18. Награда для героя
Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то получает кубок в спортивной секции, а кто-то становится победителем творческого конкурса, проводимого Интернет - порталом. Данный раздел - копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.
19. Скоро в школу
Этот раздел заполняется в тот период, когда ребенок начинает посещать подготовительные занятия в школе или целенаправленно готовится дома к началу обучения. Можно вложить всю тетрадку, с которой ребенок ходил на подготовительные уроки, а можно выбрать отдельные, наиболее удачные листы. Для того, чтобы раздел был не мене красочным, рекомендуем сделать несколько фотографий. Например, в классе перед занятием или в магазине при покупке товаров к первому учебному году. С особой гордостью ребенок заполнит специальный лист-вкладку \"Что вошло в ранец\".
20. Содержание
И, наконец, последний лист - содержание портфолио.
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Скачать шаблоны портфолио дошкольника можно здесь>>>>>
Автор статьи: Людмила Орлова,
специально для детского портала \"Солнышко\"