Интенсивное, интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников старшем дошкольном возрасте связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Она проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации детской деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, в самоконтроле и самооценке, способности получить результат. Этим условиям, как никакая другая, соответствует продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность в дошкольном возрасте занимает особое место. Она, как и игра, отображает реальный мир, и так же, как и игра пользуется особой популярностью у детей. Чтобы эта деятельность действительно стала развивающей для ребенка, увлекательной и интересной, формой организации предпочтительнее выбрать «творческую мастерскую» когда обеспечена свобода выбора материалов и свобода творчества.
Организуя такую деятельность со старшими дошкольниками важно помнить, что она как никакая деятельность способна развивать в ребенке чувство инициативы, утверждение себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами и реализующего свои замыслы. Она, в силу своего созидательного характера, создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Таким образом, она закладывает основы трудолюбия.
Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое и части, систематизировать свойства и отношения при работе с различными материалами. А использование символических звеньев между замыслом и результатом – образцов, чертежей, выкроек, пооперационных карт, эскизов- развивает у ребенка знаково-символические функции и способствует его переходу на более высокий уровень психического развития. Закономерный вопрос «Что из этого можно сделать?» стимулирует возникновение замысла и его реализацию, развивая, таким образом, у ребенка творческую активность.
О развитии мелкой моторики в процессе продуктивной деятельности говорить излишне, это все понимают. Кроме того немаловажно формирование специфических умений и навыков и овладение техникой использования инструментов.
В работе со старшими дошкольниками важно учитывать два направления:
1) движение к точности (копирование)
2) творческая разработка собственного замысла
А содержание, должно соотноситься с требованиями момента - актуальной ситуацией и интересами детей. Иначе говоря, ребенок должен удовлетворить свою потребность в созидании - созданная им вещь должна жить в игре, в интерьере группы, дома.
Представить ребенку цель деятельности можно несколькими способами: это может быть готовая вещь или ее изображение, незавершенные наброски или части, которые нужно довести до завершения, может быть чертеж план будущей вещи или словесное описание результата. Но это так называемая техническая сторона вопроса. Для обеспечения привлекательности деятельности для ребенка нужна упаковка, которая станет для ребенка проводником в мир человеческой культуры. Что же может стать такой упаковкой?
Это может быть игра или познавательно-исследовательская деятельность. В качестве примера: перископ, вертушки для наблюдения за ветром, кораблики для экспериментов с водой, кукольная посуда, бинокль, фотоаппарат, сюжетные игрушки из бросового материала и др.
Возможно оформление собственной художественной галереи , куда войдут портреты, пейзажи, натюрморты, роспись и т.д. Можно создать коллекции поделок в стиле оригами, из природного материалы, вылепленных животных или героев мультфильмов.
Создание макетов требует больше подготовки и обязательного участия взрослого. При изготовлении макета нужно выполнить следующие условия:
• весь игровой антураж помещается в плотную коробку с крышкой;
• основные маркеры пространства наклеиваются прочно
• все остальное (предметы-фигурки, предметы, обозначающие действия, хранятся в этой же коробке или в другой, маленькой, которая находится рядом.
Макетирование способствует сенсорному развитию детей, (так как работа ведется с различным по фактуре, форме, объему материалом) активизирует мелкую моторику рук, закрепляет математические понятия, и, конечно же, способствует развитию речи. Но особая роль макетов в жизни старших дошкольников отводится в игре, так как в этом возрасте у детей большое место занимает новая форма сюжетно-ролевой игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок, развертывая события, выполняет одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развертыванию разнообразных комбинаций, активизирует комментирующую речь.
С развитием игры макет оживает: он изменяется, дополняется, объединяется с другими макетами. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки, диалогическая и монологическая речь. У детей повышается уровень любознательности, интерес литературе; дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры.
Изготовление украшений и сувениров можно приурочить к празднику и использовать для этого бросовый и природный материал, бумагу, бусины, нитки, бисер и др.
Еще одно интересное направление - создание книги. Это может быть собственная интерпретация любимой известной сказки, а может своя собственная, придуманная и нарисованная.
Неиссякаемым источником вдохновения для дошкольников может стать создание собственного театра. Изготовление персонажей – процесс сам по себе увлекательный и воспитывающий. Порой достаточно бывает старой перчатки и теннисного шарика, чтобы за короткий срок создать несколько кукол-петрушек и пожалуйста, играй. Взрослый может лишь предложить набор необходимых аксессуаров, чтобы превратить куклу в барышню или бабушку, волшебника или кикимору. Что же необходимо сделать взрослому, что организовать работу творческой мастерской?
Предоставлять ребенку не только сами материалы, но и образцы для возможной работы;
Обеспечивать достаточный запас материалов;
Применять материалы многоразового использования фабричного производства;
Иметь под рукой бросовые и природные материалы (куски картона, пенопласта, картонные коробочки, проволока, кусочки тканей, веревка, старые футляры от фломастеров, шишки, желуди, мелкие сухие веточки, фасоль, семена клена, ясеня, косточки бахчевых);
Дополнять рисовальные принадлежности графическими образцами для орнаментов, репродукциями, незавершенными контурными и цветовыми набросками, альбомами и отдельными листами для раскрашивания;
Предлагать разнообразные образцы для копирования (воспроизведение по опорным точкам, по клеткам, алгоритмическим схемам);
Оснащать конструкторы графическими образцами пооперационными схемами сборки;
Пазлы необходимо менять по мере их освоения ребенком.
Кроме того воспитывающий взрослый должен знать 7 составляющих творческого потенциала и неукоснительно им следовать.
1.Уважайте идеи ребенка и затраченные им усилия. Позвольте ему пережить ощущение собственного достижения, успеха, давая творческому потенциалу ребенка время и место для реализации идей, а также давая шанс его воображению.
2.Пусть ребенок знает, что он может и даже должен слушать в себе те голоса, которые Генри Торо, американский мыслитель 19 века, назвал «другим барабанщиком» и «иной музыкой». Не страшно отходить от того, что делают все остальные.
3.Призывайте ребенка продумывать проект, но дайте ему и самому исследовать и экспериментировать, не подвергая его действия критике. После того, как он обдумает, спланирует и опробует свои действия, материалы и идеи станут на свои места.
4.Знакомство с новым опытом, культурными событиями, играми и действиями стимулирует оригинальное мышление и развивает воображение. Снабжайте детей материалами, которые помогают исследовать и экспериментировать.
5.Ребенка следует приучать уважать собственные идеи и идеи тех, кто его окружает. Слишком пристальный надзор за ребенком, равно как и побуждение его к соревновательности или же установление жестких рамок, может ограничивать его развитие. Хвалите ребенка свободно и искренне.
6.Позвольте ребенку свободно пользоваться воображением, не опасаясь критики или внешнего контроля. Когда люди, прибегая к воображению и образному мышлению, не чувствуют себя комфортно, это сдерживает их креативность и творческий потенциал. Пусть богатое воображение приносит чувство уверенности, позитивные ощущения и радость.
7.Побуждайте ребенка думать по – новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Обучение на собственных ошибках своей практики – самый лучший учитель, доступный каждому ребенку. Подталкивайте ребенка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу.
Полуэктова Т.Н., Петрова Н.А., воспитатели МБДОУ д/с № 48