Часто дети замкнуты, малообщительны с окружающими, обидчивы, при малейшем изменении обстановки теряются, не могут выразить свои мысли, имеют небольшой объем мимических (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела). Слабость артикуляционной и тонкой моторики – все это снижает коммуникативные возможности детей.
Ребята стесняются обратиться к кому-либо с просьбой, у них появляются различные навязчивые движения, вегетативно-сосудистые изменения (ребенок краснеет, бледнеет).
Например, в нашей группе некоторые дети никогда не поднимали руки и не отвечали на фронтальных занятиях, хотя на индивидуальных проявляли себя хорошо. Были и такие ребята, которые как только выходили для ответа к доске, начинали раскачиваться, их речь замедлялась, усиливались перестановки, пропуски слогов в словах, другие, которые хотели отвечать, поднимали руку, но выйдя к доске, не могли произнести и слова.
Таким образом, чтобы помочь детям стать активными, общительными, не замыкаться в себе, необходимо вести большую работу по активизации личности и преодолению той закомплексованности, что присуща детям с ОНР.
Для стимулирования речевой активности, повышения мотивации развития речи мы широко используем в педагогическом процессе театрализованную деятельность. Одной из разновидностей работы является инсценировка русских народных сказок. Расскажем, как мы работали над сказкой «Колобок».
В ходе репетиций над сказкой «Колобок» мы не назначали авторитарно детей на роли, а спрашивали у них, кто желает участвовать и кто кем хочет быть. Наша задача – распределять роли в соответствии со способностями детей: кто может запомнить более длинный текст, кто эмоциональней передаст характер того или иного персонажа, кто больше соответствует герою по внешнему виду и своему характеру.
Например, если ребенок медлительный, а его голос более низкий, ему отводится роль медведя или волка, достаточно эмоциональному – роль Колобка. Если девочка стройная, подвижная – это лиса.
На первых порах работы не все получалось у юных актеров: текст ребята знали, но из-за скованности и неуверенности забывали его, особенно при показе в других группах. Действия своих персонажей дети старались демонстрировать, находясь подальше от зрителей. У многих пропадала громкость речи. Но, несмотря на некоторые неудачи, мы хвалили детей, поддерживали у них интерес к этой деятельности.
Разучив сказку, мы показывали ее не только в своей группе, но и приходили с ней к малышам. В этот день в детском саду была вывешена афиша с именами «артистов» и приглашением на спектакль. Дети ждали выступления с большим нетерпением и благодарили «артистов» громкими аплодисментами. Также сказку показали родителям на выпускном утреннике.
Работа над инсценировкой сказок приучает детей быть раскованными, не стесняться, учит развитию у детей диалогической речи, ее выразительности и произносительной четкости, способствует преодолению комплекса некоммуникабельности.
МДОУ д/с №84
Учитель-логопед: Ануфриева Г.Б.
Воспитатель: Еверзова А.И.