Существует большое количество понятия «адаптация», но основная суть заключается в том, что это процесс приспособления (от лат. adaptare приспособлять) живого организма к окружающим условиям.
У большинства детей период адаптации сопровождается рядом временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния: изменяется эмоциональное состояние (появляется напряженность, беспокойство или заторможенность, ребенок много плачет, иногда стремится к эмоциональному контакту с взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторонится их и сверстников), часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды), проявляются более глубокие функциональные расстройства (повышается температура тела), наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (ребенок дома кушает самостоятельно – в детском саду отказывается).
Можно говорить как о благоприятной (нормальной, физиологической), так и о неблагоприятной (патологической) адаптации. Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак¬тивно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
При тяжелой адаптации у ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик) или пассивное состояние (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). При этом типе реакции адаптация затягивается на длительное время и приводит к ухудшению здоровья ребенка.
Анализ современной литературы определяет социальную дезадаптацию как неполную приспособленность организма к влиянию на него социального окружения, в нашем случае это влияние дошкольного учреждения.
Многолетние исследования показали: существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому.
Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка.
На сегодняшний день в образовательной сфере произошли очевидные перемены, которая предлагает решение проблемы дезадаптации через модернизацию российского образования. Был введен новый закон «Об образовании в Российской Федерации\" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В рамках данного закона ДОУ должен осуществлять психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, которая включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей), а т.ж. коррекционно-развивающие занятия с обучающимися.
Для более благоприятной адаптации детей к детскому саду на базе нашего ДОУ была создана группа кратковременного пребывания «Малышок» для детей 1,5 – 3 лет и их родителей, не посещающих детский сад.
Родители здесь выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.
В настоящее время используется термин \"взаимодействие\" детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка.
В тесной связи с развитием отношения к предметному миру находится развитие отношения ребенка к взрослому. Главная особенность коммуникации взрослого и ребенка раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия.
Складывающаяся под влиянием взрослого, предметная деятельность детей начинает менять форму их общения, которая была ранее. Представленные на переднем плане действия с предметами и игры приводит к усложнению потребности детей в общении со взрослым. Эмоциональные контакты с близкими людьми, составляющие основное содержание общения ребенка, перестают удовлетворять ребенка. Все возрастающий интерес к предметному миру оказывает существенное влияние на их отношения.
Помимо потребности во внимании и доброжелательности, ребенок раннего возраста испытывает потребность еще и в сотрудничестве со взрослым.
Но при этом данное сотрудничество не сводится к прямой помощи, которую взрослый оказывает ребенку в действиях с предметами. Детям необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним, выполнение одного дела. Только такое сотрудничество обеспечивает малышу достижение практического результата при той деятельности, которой он еще не располагает. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его доброжелательность, и соучастие в практических действиях. Сочетание этих трех моментов характеризует сущность, возникающей в раннем возрасте новой потребности в общении.
Организованная на базе нашего ДОУ, группа является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем процесс адаптации к дошкольному учреждению у ребенка протекал легче, а родителям помочь обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт.
Воспитатель - образовательная работа в группе «Малышок» в основном направлена на социализацию ребенка к окружающему миру. Жизнь человека в любом обществе связана с тем, что человеку приходится соотносить свои желания с определенными правилами. Понимание и выполнение этих правил помогает адаптироваться в социуме, не ограничивая личную свободу человека. Это и есть социализация. В разных культурах существуют свои представления о степени свободы, которую можно предоставлять ребенку.
Посещая группу «Малышок», ребенок обретает чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Он постепенно привыкает к тому, что мама может находиться не рядом с ним, а в другом конце комнаты или в другой комнате, ребенок начинает получать удовольствие от самостоятельного исследования окружающего мира.
После посещений адаптационной группы многие мамы, отводя своего ребенка в детский сад, отмечали, что их дети менее болезненно адаптировались к ДОУ: преобладал положительный общий эмоциональный фон, легко вступали в контакт со сверстниками и взрослыми.
Родители же во время посещения группы в свою очередь, узнают, каким образом можно облегчить процесс адаптации к ДОУ, стимулировать речевое и умственное развитие малыша в повседневной жизни. Наблюдая за тем, как общаются со своими детьми другие мамы, они смогут оценить сильные и слабые стороны своего общения с малышом и, возможно, что-то скорректировать.
В группу входят не более десяти детей. Обязательно присутствие и активное участие мамы или другого близкого ребенку человека. Каждого ребенка сопровождает один взрослый. Желательно, чтобы ребенок приходил на занятия каждый раз с одним и тем же сопровождающим.
Параллельно с родителями ведут просветительскую работу узкие специалисты детского сада (педагог - психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра). Они организуют семинары-практикумы, групповые консультации. Кроме того родители могут сделать запрос на индивидуальную беседу по всем интересующим вопросам.
Контроль и анализ развития детей - составная часть воспитательно-образовательной работы для детей раннего возраста, который имеет целью определение индивидуальной направленности психолого-педагогического воздействия и выражается в следующем:
•наблюдение за поведением и развитием каждого ребенка;
•принятие решения о своевременной коррекции воспитательных воздействий.
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатели, которые непосредственно задействованы в адаптационной группе «Малышок». Результаты наблюдения заносят в «Карту развития и поведения ребенка». Карту заводят на ребенка в день поступления в группу и ведут в течение всего периода посещения данной группы.
Организация воспитательно-образовательной работы в адаптационной группе «Малышок» с детьми раннего возраста позволяет решать вопросы адаптации к дошкольному учреждению, а впоследствии и к школьному учреждению, и удовлетворять потребности родителей детей раннего возраста в посещении данной группы.
Старший воспитатель
Ушатова Галина Викторовна