Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно».
События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно – следственные связи, существующие в этом мире.
Сказки очень приятно слушать, не менее приятно их рассказывать. Дети проигрывают ее в своем воображении, они представляют себе место, действия и героев сказки.
В практической деятельности я часто использую метод «сказкотерапии»: мы с детьми садимся на ковер и читаем наши любимые сказки. Во время чтения у детей развивается память, мышление, воображение и внимание. Поэтапно происходит смена видов деятельности: сначала мы читаем сказку, а потом плавно переходим на ее обсуждение (Почему так, а не по- другому? и. т. д.) И самое любимое у детей - игра, которая является заключительным моментом в «сказкотерапии» - мы проигрываем ситуации, играя роли героев сказки. В конце дети рисуют сказку и самых любимых ее героев.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
воспитатель МБДОУ д/с № 43
Федорищева Наталья Александровна