Если обобщить всю услышанную информацию и изложить ее кратко, можно сказать так: многие российские специалисты, занимающиеся вопросами детского развития и проблемами детей, считают, что наши дети дошкольного возраста хорошо развиты благодаря:
- живой речи, в т.ч. потому, что российские родители довольно много читают детям;
- русскому фольклору: сказкам, потешкам, играм;
- обычным и привычным для нас игрушкам: куклам, машинкам, мячикам;
- много играют в сюжетно-ролевые игры;
- учатся читать по обычным букварям.
От себя хочу добавить - я стараюсь воспитывать своих детей по принципу «золотой середины». Я согласна, что у ребенка должно быть больше стимулирующих фантазию «обычных» игрушек, чем специальных «развивающих» рамочек, досок и наборов с фигурами, дробями и буквами (я пишу слово «развивающих» в кавычках, потому что неразвивающих игрушек не бывает, и когда гуру «развивающих» игр и методик придумали этот термин, они автоматически, выходит, записали все остальные великолепные и проверенные временем игры и методики в «неразвивающие»).
Я также с удовольствием покупаю «развивающие» программы и компьютерные игры, не считая, что они вредны для моего ребенка, но ограничиваю проводимое около компьютера и телевизора время. Правда хорошую компьютерную игру или обучающую программу для ребенка 3-4 лет найти сложнее, чем хорошую игрушку. В качестве примера могу привести:
- игру «Смешарики. Круглая компания. 3+» (во время игры кроме обычных заданий ребенок поет и делает гимнастику, время игры взрослый может ограничить);
- программа «Английский вместе с Хрюшей» - телеуроки английского языка от «Спокойной ночи, малыши!».
Большинство «развивающих» игр (и настольных, и использующих карточки, и остальных) требуют обязательного участия взрослого. Но и играть в «обычные» игрушки ребенка надо научить. Чтобы ребенок после 3х лет мог много играть самостоятельно, с малышом надо чаще играть. И для ребенка старше 3х лет периодически требуются участие взрослого в игре, например, дочка может долго готовить на игрушечной кухне, а я потом прихожу в детскую и угощаюсь приготовленным обедом.
Я, как и многие мои знакомые родители, в вопросе игр и развлечений стараюсь придерживаться следующих правил:
1. В новые игрушки играем вместе.
2. Новые мультфильмы всегда смотрим вместе, чтобы я могла ответить на интересующий ребенка вопрос.
3. В новые компьютерные игры играем вместе, пока ребенку не станет все ясно и понятно.
Детские телепрограммы мы всегда смотрим вместе. Еще я стараюсь не покупать много «развивающих» игр и стараюсь, чтобы не было однотипных (рамки-вкладыши, шнуровки, настольные игры с карточками и другие) - не хватит времени, чтобы во все позаниматься.
Обобщая вышеизложенное: если вы решили заниматься с ребенком в детском центре или дома по какой-нибудь авторской методике - насторожитесь, если методика накладывает много неочевидных ограничений. Резкость суждений говорит о несовершенстве!
Ребенку нужны разные игрушки и разные игры. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии.
А может быть вашему ребенку нужна ваша авторская методика без методик, ведь ваш ребенок уникален и требует особого индивидуального подхода.
Независимо от «развивающих» методик, если у ребенка появляются какие-либо проблемы, в т.ч. с речью, все приходит в норму только благодаря вниманию взрослого, участию взрослого и как можно более частому общению с взрослым.
О методике Монтессори
Сейчас Россию просто захлестнул монтессори-бум. Вроде бы много российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей, и даже большинство родителей говорят, что знают, пользуются или слышали об играх Лены Даниловой, кубиках Зайцева, интеллектуальных играх Б.П.Никитина, карточках Глена Домана, и других. Широко известны и методики этих авторов. Но отношение к методике Марии Монтессори иное, «монтессори» - это модно. Монтессори-клубов, монтессори-школ и детских садов Монтессори открывается с каждым годом все больше. Я несколько раз слышала беседу между молодыми мамами примерно следующего содержания:
- Ты своего в садик отдала? А я вот думаю куда?
- Мы пошли в монтессори-группу и вам советую. Все хвалят, там деток по методике знаешь, как хорошо развивают.
Печально, что многие родители уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» (детские сады или посещающие вместе с детьми развивающие центры) имеют минимальные знания о методике Монтессори.
Рассказы мам малышей о посещаемых монтессори-центрах примерно следующего содержания: «Мы с крохой там всесторонне развиваемся. Во-первых, общение в детском коллективе. Во-вторых, игры разные, о которых я, сидя дома, и не догадывалась. Там очень интересно, комната поделена на 4 зоны (5 зон). Мы там и крупу просеиваем, и кубики раскладываем, в начале занятий обязательно песенки поем и пальчиковыми играми занимаемся». Т.е. родители описывают монтессори-центры, как и любые другие детские центры, проводящие занятия с дошкольниками, выделяя лишь то, что комнаты для занятий поделены на зоны. Многие также отмечают, что на занятиях есть определенные правила поведения и что после игры за собой надо обязательно убрать, положив все игрушки на место. Хотя в любом развивающим центре есть свои правила.
Такое впечатление, что, посещая развивающие детские центры, некоторые родители даже не задают педагогам вопросы о методике, по которой занимаются с их детьми. Знакомая преподаватель детского центра, рассказывала, что труднее всего отвечать на вопрос родителей: «А когда будет результат, развитие когда?», обычно на такой вопрос следует ответ: «Каждый ребенок уникален и все индивидуально».
Итак, решив отдать ребенка в детское учреждение, работающее по методике Монтессори, обязательно прочитайте литературу о Монтессори и Монтессори-педагогике и определитесь, действительно ли это нужно именно вашему ребенку.
Что нужно знать о методики Марии Монтессори.
1. Существует международная система подготовки педагогов, работающих в рамках монтессори-педагогики с детьми трех возрастных категорий:
- от 0 до 3х лет (фактически занимаются с детьми старше 18 месяцев);
- от 3 до 6 лет (точнее от 2,5 лет, в зависимости от индивидуального развития ребенка);
- от 6 до 12 лет.
Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию монтессори-групп для занятий с детьми до 3х лет. Правда, в нашей стране пока нет сертифицированных монтессори-педагогов для детей от 0 до 3х лет, во всяком случае я не нашла подобной информации.
Так, на сайте Московского Центра Монтессори, обучающего российских специалистов (центр готовит монтессори-педагогов для работы с детьми от 3 до 6 лет), имеется следующая информация: «Сегодня в России есть несколько сотен педагогов, подготовленных для работы по системе М.Монтессори для детей от 3 до 6 лет. На Западе существует курс, специально готовящий специалистов, способных работать с детьми от 0 до 3 лет (так как это особая возрастная категория, для которой необходим специальный материал). В нашей стране нет ни одного специалиста подготовленного на Западе» и «В мире группы Монтессори для детей 0-3 не слишком распространены. Наш опыт работы с детьми, прошедшими через такие группы, организованные в Москве, отрицателен».
И еще, не все монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе монтессори. Уточнить список монтесори-центров (садов и школ), можно, например, на страницах Интернет-журнала Монтессори. Монтессори-школ в мире также значительно меньше, чем монтессори-групп для детей до 6 лет (дошкольников). В России монтессори-школ единицы и официально они таковыми не числятся.
Итак, стоит ли платить деньги за монтессори-название? В России много хороших культурных центров, работающих более 10-15 лет и разработавших свои уникальные методики для занятий с дошкольниками от 1,5-2 лет. Так, например, в Москве с 1985 года работает культурный центр СВАО «На Алексеевской», занимающийся, в том числе, подготовкой детей к школе. В студии «Ключик» - для самых маленьких, проводятся занятия для детей от 1,5 до 3 лет (дети занимаются вместе с родителями). Занятия включает в себя: физические упражнения; упражнения направленные на развитие речи, в том числе пальчиковая гимнастика; лепку, конструирование; рисование и аппликацию; развивающие игры; пение и танцы. В студии дети регулярно смотрят кукольные спектакли.
2. Мария Монтессори действительно внесла большой вклад в развитие мировой педагогики, ее главным вкладом признается создание дидактических материалов, позволяющих детям обучаться, имея свободу выбора среди нескольких видов занятий. Система Монтессори своеобразна и интересна и ее вполне можно назвать очень прогрессивной для начала 20 столетия. Но прошло больше ста лет, сменилось несколько эпох в самых разных науках, в том числе и педагогике. Не умаляя достижений крупных врачей-педагогов прошлого, следует отметить, что их методики не соответствуют нашему времени. Например, найдется немного современных родителей для которых книга «Ребенок и уход за ним» Бенджамина Спока является настольной. Но, разумеется, методики прошлого не отвергаются полностью – их части являются фундаментом современной педагогики.
Мария Монтессори первая оценила влияние мелкой моторики на развитие ребенка и разработала многочисленные учебные упражнения. Монтессори придумала рамки-вкладыши (дети от года до трех любят подбирать предметы по форме и размеру). Вкладыши в форме животных и предметов, цифр и букв, вкладыши-дроби сегодня самые популярные «развивающие» игры для самых маленьких.
Но в тоже время следует учитывать, что изначально Монтессори занималась лечением и обучением детей с ограничениями в развитии (в основном умственно отсталыми). Отсюда и основные правила – предоставление ребенку полной свободы, самообучение и саморазвитие, невмешательство взрослого. Девиз методики - \"Помоги мне это сделать самому\". Так, ребенок мог целый день заниматься игрой с переливанием воды из одной емкости в другую, и только, если ему становилось интересно что-то другое, например, рамка с застежками (пуговками и шнуровками) взрослый должен был помочь. Предметы в комнате располагались в определенном порядке, по цветам (от блеклых к ярким), по высоте и т.д. Материалы для упражнений, а не игрушки, были преимущественно в форме геометрических фигур. Взрослые должны были говорить, только на темы связанные с упражнениями, описывать предметы четко и понятно.
Я думаю, не стоит продолжать дальше, эта информация есть в любой специальной литературе. Вы представляете своего ребенка постоянно живущего (и «упражняющегося», но не играющего) дома в такой обстановке?
Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесет пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась.
Например, методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т.п. - малыш фантазирует. В результате, «обычный» ребенок – развивается; нуждающийся в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а это лучше избегать.
Монтессори не исключала игры детей в обычные игрушки, но была противницей игр-соревнований и ролевых игр. Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее, и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности.
3. После детского сада Монтессори (мы говорим о действительно работающем по системе Монтессори детском саде, а не использующем элементы этой методики) у вашего ребенка в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением.
Заключение
Не надо ничего идеализировать, в том числе и методику Марии Монтессори. Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странная. Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. С тех пор методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи. Мария Монтессори выдающийся врач, но сама не занималась воспитанием своего ребенка, ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила и «заповеди» плохо годятся для родителей (например, первая заповедь: «Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме») и вовсе не согласуются с семейным бытом.
автор Агрова Анна
апрель 2008
06 Апреля 2008
Источник: http://www.mamainfo.ru/