Усвоение школьниками звуковой стороны слов – длительный процесс. Задача воспитателя состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.
Все мое обучение я стараюсь делать занимательным и интересным, которое строится на играх и упражнениях.
Еще К.Д. Ушинский отметил, что «дети легче усваивают материал в процессе игры».
Игра для ребенка – естественная среда его развития. Занятия продумываю так, чтобы дети, играя, и не подозревали, что они чему-нибудь учатся. Я считаю, что самое главное в обучении не превращать это в занятия школьного типа.
Процесс обучения грамоте включает:
• подготовительный период
• основной период
В подготовительном периоде 2 ступени:
1. Без буквенная: закрепить усвоение основных понятий (речь – предложение – слова – слоги – звуки – буква)
2. Буквенная
Большое внимание уделяю без буквенной ступени. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – до буквенный этап обучения грамоте – занимает много времени и сил. Работая в этом направлении, выделила основные задачи:
1. Познакомить с термином «слово», «звук»
2. Учить выделять голосом звук протяжнее, громче, четче, чем он произносится обычно, и называть его изолированно
3. Называть слово с заданным звуком
4. Формировать умение проводить звуковой анализ слов
5. Различать звонкие гласные, твердые и мягкие согласные
6. Научить выделять словесное ударение, используя термин «ударный» и «безударный» гласный звук
7. Учить делить 2-3 сложные слова на слоги.
В своей работе использовала дидактические игры, которые сделала своими руками.
«Звуковые линейки»
Ребенок одновременно слышит протяжное произношение звуков и следит за их последовательным появлением в окошках линейки (р – а – к).
«Звуковые мастера»
Гласные буквы в виде смешных мордочек – звуковые мастера АХ, ОХ, УХ, ЫХ, ИХ, ЭХ учат детей определять место ударного гласного звука в слове. Дети подбирают картинки, например «Кто ударил молоточком в слове «гуси»? (звуковой мастер УХ)
«Так ли звучит слово»
Карточки со сменными картинками и кармашками, куда ребенок вставляет звуки (квадратики: красные – гласные, синие – твердые согласные и зеленые – мягкие согласные) делая звуковой анализ заданного слова.
«Слово рассыпалось»
Карточки с картинками и кармашки с буквами. Буквы выкладываются в произвольном порядке. Ребенок должен восстановить правильную последовательность букв.
«Какой шарик улетел?»
Карточки, буквы в форме шаров. Ребенок определяет недостающую букву.
«Собери слово в корзину»
Дети составляют разные слова из слогов, складывая их в корзину.
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 82 Пересыпкина Ирина Николаевна