Как сделать переход к школе светлым, радостным событием?
Многие родители считают достаточным научить ребенка читать, писать, считать. Задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы 1 класса. А знаете ли вы, что это не самое главное? Для того, чтобы ребенок хорошо адаптировался и учился в школе, он должен иметь определенный уровень зрелости физического развития, для проявления воли, внимания, сосредоточенности, которые называются школьнозначимыми функциями и обеспечивают способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать. Главное-развитие способности ребенка не просто слушать, но и слышать, что говорит учитель, не просто смотреть, но и видеть, что он показывает.
Сумеет ли внимательно выслушать, запомнить, пересказать то, что ему поведал учитель на уроке.
Но не только это определяет успех учебы.
Большую роль играет психологическая готовность к школе – личностная, волевая, интеллектуальная.
У ребенка должны быть сформированы мотивы к новым условиям жизнедеятельности, которые побуждают его принять новую жизнь как нечто желаемое. Мотивация учения - основное условие успешного обучения.
Будущий школьник должен быть внимательным, умеющим проявлять усилие воли: терпение, настойчивость, проявление трудолюбия. В регуляции поведения поступать не так как хочу, а как должен, что «можно» или «нельзя», выполнять школьные правила и требования.
Процесс обучения всегда связан с преодолением трудностей. К сожалению некоторый родители вспоминают об этом, когда ребенок у порога школы.
Пока он не стал школьником, терпеливо относятся к тому, что не овладел усидчивостью. И отсутствие этого качества оправдывают тем, что он должен быть таким или другим, потому что таким родился, похож на отца или мать, живой, энергичный, подвижный.
Дети по своей природе активны и подвижны. Они могут унаследовать от родителей тип нервной системы, от которой зависит темперамент и моторика. Однако умение проявлять усидчивость, самостоятельность, терпение, волю не дается в наследство. Эти качества формируются и развиваются. Надо следить и укреплять ребенка в его правильных поступках. Обладание этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости».
Произвольность поведения один из показателей психологической готовности к школе. Ответственный ребенок всегда старается хорошо выполнить поручение не только для себя, но и для других. Дети неусидчивые, с безудержным темпераментом при соответствующем содействии и сопровождении способны проявлять волевую регуляцию: быть подолгу сосредоточенным в нужной деятельности, требующей терпения, усидчивости, спокойно вести себя. Усидчивость означает умение ребенка долго и упорно размышлять, преодолевать трудности, быть сосредоточенным в течение всего времени, пока выполняет задание.
Постепенно все большее значение в их жизни приобретает трудовая деятельность, оттесняя приоритетность игры.
Формирование всех этих ценных качеств личности, очень важны для обучения в школе и для всей последующей жизни. Надо начинать как можно раньше.
Первые пробы терпения и усидчивости ребенок проявляет, когда на стремление взрослых помочь ему, он с полной категоричностью заявляет: « Я сам». И от того, как взрослые воспримут это заявление, во многом зависит дальнейшее развитие волевых качеств.
Это драгоценное « Я сам»! – всегда связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение. Помощь малышу нужна, но она должна быть в пределах разумного, не мешать развитию его самостоятельности. Нужно подсказать, показать, как надо действовать, похвалить за старание. Дети не имеют достаточного опыта и сноровки, идя по пути проб и ошибок. Если нет удовлетворения от этого, то стремление к самостоятельности может угасать.
Обучение в школе – очень ответственный для ребенка труд, требующий от него постоянных усилий. Формирование навыков трудолюбия развивает чувство ответственности, усидчивости, проявления воли. Нужно поручать ребенку доступные, посильные дела дома, как уборка постели, содержание в порядке обуви и вещей, игрушек, следить за своим внешним видом, прической. Привлекать ребенка к участию в труде взрослых – сервировать стол, полить комнатные растения, пылесосить, следить за содержанием и кормлением домашних животных.
Обязанности по дому – одно из жизненно важных правил. «Кончил дело – гуляй смело». « Каждой вещи свое место». Труд – естественная форма физической активности ребенка и в ней развивается одно из важных человеческих качеств – чувство долга. В трудовых навыках формируются ценные для будущего обучения позитивные морально-нравственные, волевые качества; ответственное отношение к делу, умение обдумывать его последовательность, преодолевать трудности, развивается любознательность. Не хочу, но надо - вот главный мотив которым приходится руководствоваться ребенку, выполняя обязанности. Этим и еще более осознанно станет руководствоваться в дальнейшей жизни, в школе. Организованность и собранность не приходят сами собой. Здесь особую роль играет вся предшествующая жизнь - четкий режим упорядочивает его поведение, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, защищает нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении режима наблюдается отклонение в поведении, капризность, плохой сон, отсутствие аппетита.
Влияние семьи, ее нравственная основа и атмосфера в дошкольном возрасте преобладают над всеми остальными. Учат не слова, а поступки. В этих условиях, при целенаправленном развитии ребенок растет организованным, собранным, подтянутым, умеющим подчиняться правилам жизни семьи. У него сформировано ответственное отношение к своим обязанностям. Надо помнить о том, что в семье надо создавать соответствующие условия для учебной деятельности.
Плодотворность зависит от настроя к учебе, от того как подготовлено рабочее место, как четко ребенок представляет задание.
В этом возрасте дети не могут быть долго сосредоточенными и перескакивают с одной деятельности на другую, поэтому их необходимо контролировать.
Потребуется несколько месяцев, прежде чем ребенок поймет, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Родители должны мягко напоминать ребенку, что пора садиться за книжки и помогать ему хотя бы своим присутствием.
А вот видеоигры и просмотр телепередач способны серьезно навредить психике ребенка. Если он много времени проводит перед телевизором или за компьютером, его мозг перевозбуждается. В результате он становится гиперактивным, неусидчивым, плохо ведет себя и чаще конфликтует со сверстниками.
Немаловажное значение имеет отношение родителей к обучению ребенка в школе.Если он видит, что вы серьезно относитесь, то и он с большей ответственностью относится к учебному труду. Необходимо подсказать ребенку как разложить учебные пособия, чтобы все находилось под рукой.
Хорошо развивают волевую регуляцию чувство уверенности в себе, упражнения и игры. И здесь снова нам на помощь приходит игра для лучшего восприятия информации, позволяет открыть в ребенке талант. Нетрудно убедиться в том, что в игре ребенок значительно легче подчиняется правилам. «Зарядка на внимание», «Молчанка», «Запомни рисунок», «Чего не стало», «Знакомые буквы», «Смешинка», «Назови предметы» - все что требует внимания и аккуратности. Если ребенку в игре надо сидеть тихо, он будет делать это осознанно, без усилий, потому что в «игре правило не навязано ему, оно является его собственным правилом».
Для непоседливых детей хороши различные настольные игры: «Конструктор», «Лего», «Пазлы», «Строительный материал», «Мозаика», «Шашки», «Шахматы», «Хоккей», «Бильярд» - развивают познавательные и художественные способности. Учение для детей не должно быть обузой, а увлекательным путешествием в мир знаний.
Дети любят играть в школу. Роль учителя могут взять сами родители. Пусть урок длится минут 20, начинается и заканчивается звонком. К уроку ребенок должен приготовить все необходимое, вставать, когда входит учитель, поднимать руку при ответе или просьбе, спокойно сидеть до звонка. На уроке можно провести одну, две, три игры.
Наши будущие школьники еще долгое время остаются просто маленькими детьми и совместная трудовая деятельность должна иметь занимательный характер и вызывать радость, развивать внимание, наблюдательность, усидчивость, память, умение подчиняться правилам. Понятие «нельзя» должно быть усвоено чем раньше, тем лучше. Это означает для ребенка сигналом «стоп» - откажись от желаемого. А всесильное «надо» - обязывает. Оно заставляет делать то, что необходимо. Дети, которые своевременно усвоили эти понятия, способны к самоограничению своих желаний, не столь подвергнуты сиюминутному импульсу, с большей ответственностью относятся к своим обязанностям.
Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребенка. Благоприятный эмоциональный климат в семье, доброжелательное отношение друг к другу и ребенку, достаточная трудовая активность, образцовое поведение взрослых.
В семейном кругу закладываются и начинают развиваться моральные и этические качества ребенка. Любовь к людям, чувство дружбы, забота и уважение к старшим, стремление помогать более слабым, меньшим, доброта, честность – все зарождается в семье. От интересного к обязательному – так развивается умение управлять собой.
Преодоление трудностей приносит ребенку чувство удовлетворения, радости, вместе с чувством приходит и желание к учебному труду.
Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения от которых зависит, каким вырастет человек. Будет ли он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым. Приобретение школьной формы, портфеля, учебных пособий и принадлежностей, букет цветов к 1 сентября имеют немаловажное значение, вызывающее бурные радостные эмоции у ребенка. И день знаний ребенок ждет с нетерпением.
Для успешного перехода в школу значимыми являются: состояние здоровья, знание основ здорового образа жизни и безопасности и особенно знание и соблюдение правил дорожного движения. И здесь уместна педагогическая истина о том, что «пример взрослого имеет исключительно большое значение и ребенок, наблюдая положительный или отрицательный поступок взрослых, заряжается тем или другим во 100 раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями».
В 1й класс ребенок должен прийти уверенным, имеющим базис культуры отношения к жизни.
Подготовила воспитатель подготовительной группы МАДОУ-ЦРР д/с №69 «Сказка» Лучникова Людмила Михайловна