Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, особенно важным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов общества.
Ребёнка постепенно, целенаправленно и органично приобщали не только к труду, хозяйству в рамках традиционной культуры, но и к принятым нормам поведения, ко всему комплексу духовной культуры данного сообщества.
Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена прежде всего на воспитание ЧЕЛОВЕКА. Это была целостная, единая педагогическая система, по комплексности воздействий которой на ребёнка, по многоплановости и высокой эффективности результатов не имеющая аналогов в современных педагогических новациях.
Понятно, что невозможно полностью возродить традиционную культуру, восстановить естественные связи и способы передачи наследия. Время идёт, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежа по народному быту и мировоззрению, изжило себя.
И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их и восстановить, воскресить для новой жизни.
И прежде всего это – роль матери и отца в воспитании детей и народные игры.
Раньше детей учили по-особенному относиться к матери. По традиции до пяти - семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и воспитании ребёнка. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что выходила», - говаривали старики. Только в последние годы учёные пришли к заключению, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребёнка, предопределяя и характер его взаимоотношений с окружающими. Недостаток материнского внимания и заботы в первые годы жизни ребёнка негативно сказывается на его будущем; недаром существуют пословицы:
•Кто без призора в колыбели, тот век не при деле.
•От доброго дерева - добрый и плод.
•При солнце тепло, при матери - добро.
•Сердце матери лучше солнца греет.
•Сердце матери - вещун.
•Мать приветная - ограда каменная.
•Мамонька родимая - свеча неугасимая.
•Материнская молитва со дна моря достанет.
•Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
На мать возлагались надежды как на воспитательницу нравственности, целомудренности и послушания. Дети, в свою очередь, должны были видеть в матери образец для подражания, любить и уважать её до старости - здесь права женщин защищал и закон. Мать нельзя было обидеть даже плохими мыслями, нельзя было грубить ей, повышать на неё голос.
В настоящее время мама лучше воспитывает своих детей в возрасте с трех до шести лет, если она понимает то напряжение, которое испытывает ребенок в этом возрасте из-за различных эмоциональных переживаний.
Многие матери задают вопрос: «Как управлять поведением детей в возрасте от трех до шести лет? Нужно ли им особое внимание, поскольку в этот период они испытывают какое-то чувство напряжения?» Ответ на этот вопрос зависит от того, что имеет в виду мама под «особым вниманием». Каждая мать лучше поймет поведение своего ребенка, если будет знать об эмоциональном развитии детей в этом возрасте.
В воспитании детей на этом этапе развития большую роль играют их взаимоотношения с мамой. Особенно надо обращать внимание на стиль отношений с ребенком в этом возрасте.
Мамам советуют изучать своих детей с первых дней жизни. Тогда им легче будет понять своего ребенка, помочь ему развить свои способности, предоставив ему условия для успешного формирования его личности.
Мама закладывает основы многих прекрасных человеческих качеств: способности любить, ответственного отношения к своим обязанностям, творческого начала, стремления к познанию, уважения к людям и т.д. список по данному вопросу будет очень большой.
Советуем мамам чаще думать о будущем своего ребенка с первых лет его жизни. Почаще обращаться к пословицам и поговоркам о детях, семье и доме, к потешкам, сказкам, скороговоркам. Любой народ по природе своей слишком бережлив, чтобы веками хранить и помнить ненужное, непригодное для каждодневной жизни. Остается только самое ценное, необходимое. И тогда невозможна будет ситуация, описанная в стихотворении Валерия Черкесова «Мать и сын».
Гнездо синицы разорил шутя.
-Ты не ушибся, милое дитя?...
Сгубил березу - больно сладок сок. -Ты не поранил рученьку, сынок?...
В родник он плюнул,
В родовой родник,
Где предки пили.
-Что за баловник?! -
Сказала, нежно глядючи на чадо.
- Изыди, мать! Мне и тебя - не надо
Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме - «большаку». Согласно «Домострою», именно мужу или отцу как главе семьи надлежало управлять всей домашней жизнью. Распоряжения его должны были беспрекословно выполняться. В то же время хозяйка дома (в народе её называли «большуха») была главной в вопросах воспитания детей, должна была умело организовывать домашнее хозяйство.
Система традиционного воспитания демонстрирует высокий статус отца в семье, подчеркивая его особую - чрезвычайно важную - роль в деле воспитания детей. Отец как бы задаёт форму семейному бытию, вписывает его в общественный миропорядок.
Активный контакт с ребёнком отец начинал осуществлять, когда малышу исполнилось полтора-два, а то и позже. Примерно с этого времени дети всё больше времени проводит с отцом. Выйдя из грудного возраста, ребёнок испытывает острую потребность в отце. И это связано прежде всего, со спецификой развития игровой деятельности. Отмечено, что мать, играя с ребёнком, подсознательно, биологически оправданно, старается главным образом успокоить, унять ребёнка, материнская игра - своего рода продолжение и форма ухода за ребёнком. Напротив, отец, и вообще мужчина, предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребёнка.
Раннее детство - период критический для развития нервно-психической и личностной сферы ребёнка. Поэтому в традиционной педагогике в первые два-три года жизни ребёнок находился под зорким «патронажем» матери - именно на ней лежали заботы о его здоровье, она бережно формировала его эмоциональную сферу - основу для развития таких человеческих качеств, как доброта и отзывчивость, любовь и сострадание, столь необходимых для его дальнейшей жизни в обществе. Далее наступал ответственнейший период социализации ребёнка, активного введения его в мир людей. И здесь на первый план выступал отец, на котором лежала ответственность за передачу детям навыков социального поведения, принятия им тех или иных норм общественной жизни.
И сейчас трудно переоценить роль отца в воспитании детей. Отец – пример отношения к меньшим, слабым, женщинам. Пример, как надо обеспечивать семью материально, какую планку задавать семье в культурном и спортивном развитии. Пример – настоящего мужчины. Этот образ впитают малыши, с ним они пойдут по жизни, и, возможно, передадут потом своим детям.
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмо¬сферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревнова¬тельного задора. Своеобразие игровых действий (прятание-поиск, загады¬вание-отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызыва¬ет у детей гамму чувств и переживаний.
В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием не-лепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фан¬тов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжела-тельный смех партнеров - близких взрослых, товарищей - действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.
Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителя ми и детьми.
В чем преимущество использования народных игр в практике се-мейного воспитания ? Прежде всего, в простоте и доступности их органи-зации. Они не требуют специального оборудования, специально отведен-ного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т.п. Минималь¬ное количество участников - от двух до четырех человек.
Предлагаем вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье: «Узнай, кто», «Молчаливое собрание», «Король в плену», «Чепуха», «Но зато я», «Перелизы», «Молчанка», «Холодно - горячо».
1.«УЗНАЙ, КТО»
Описание игры: один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.
Указание к проведению: взрослые могут внести юмористические ситуации в процессе узнавания - меняться деталями одежды (бант на го¬лове папы), нарочито не узнавать игроков.
2.«МОЛЧАЛИВОЕ СОБРАНИЕ»
Описание игры: Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое-либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово. Остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя - за это платят фант.
Указание к проведению: каждый игрок до тех пор изображает сказан¬ное слово, пока все не догадаются.
3.«КОРОЛЬ В ПЛЕНУ»
Описание игры: двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до десяти. Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: «Король в плену».
Указание к проведению: количество игроков всегда постоянно - два человека. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд. Вот как «переработали» дети русскую народную игру «Утка и селезень» в нашем детском саду.
Первоначальный вариант: Играющие становятся в круг, в середине - ребёнок-утка, за кругом - селезень, который, как в игре «Кошка и мышка», ловит утку. Стоящие в кругу поют песенку:
Селезень ловит утку,
Молодой ловит серую.
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой - селезень.
Наш вариант: Дети идут по кругу в одну сторону, взявшись за руки, селезень за кругом идёт в ту же сторону, а утка внутри круга – против движения детей. Дети поют:
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял.
Ходи, утица, домой,
Ходи, серая,домой.
Останавливаются, все считают: «Раз, два, три, лови!» и как в игре «Кошки-мышки», селезень ловит утку. Если дотронулся, считается поймал, берет за ручку, выводит в середину круга, и целует в щечку. Потом выбирают другого селезня и другую утку.
Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.
Родители должны не только организовывать игры, но и сами включаться в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Это возможно только при использовании педагогического потенциала традиционной культуры.
Статью подготовили воспитатели МДОУ д/с №46 Щербина Л.С., Федосеенко Т.Т., Стародубцева Е.В.