А я позвонила мужу и посоветовала домой поторопиться. Да еще в этот раз отменить свой ежедневный маршрут через магазин с развивающими игрушками: маме его сложно доказать, что мы не тратим деньги просто так, а вкладываемся в развитие малыша. Сейчас в Мишины четыре года очень важно развивать моторику, готовить пальчики к письму, поэтому муж вместо банальных машинок старается каждый раз купить что-то новое, полезное и, конечно же, из экологически чистых материалов. Покупки в основном он делает на Щорса, 52 в магазине «Подарки плюс», где хороший выбор таких игр и приемлемые цены.
Кстати, еще пару лет назад такие игрушки в Белгороде практически не продавались. Мои знакомые привозили мне «развивалки» из Воронежа, Москвы. Заказывала я игры часто: развивалкой ребенок играет неделю, две. Потом она теряет актуальность, ее приходится убирать. При этом замещение – необходимо, чтобы успехи закрепить.
История вкладышей
Раньше вкладышей в таком виде не было: ребенок играл в основном куклами или машинками. В роли вкладышей выступали подсобные материалы: чашки-ложки с маминой кухни. Баночки и коробочки – голь на выдумку хитра. Но с тех пор, как дтскому развитию и в нашей стране стали уделять больше внимания – производители среагировали активно и появились разные модификации развивающих игрушек.
Теперь изготавливают вкладыши: рамки, чаще всего – деревянные, в которых вырезаны углубления разной формы. Туда вкладываются (отсюда и название - вкладыши) разные фигурки: так наши детки изучают все - от геометрии до естествознания.
Действительно, это очень удобно и естественно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре идет не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания. Малыш смотрит на изображение, например, бабочки, на планшете, затем вынимает эту бабочку из рамки, непосредственно ощупывает ее форму, а затем может еще и обвести ее контур на бумаге. Кстати. Последнее редко приходит маме в голову: так что хочется акцентировать на этом внимание.
Основная развивающая функция вкладышей - тренировка оптико-пространственного мышления, координации \"рука-глаз\" и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки: так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их. На первоначальном этапе дети пытаются собирать рамки \"методом тыка\": вкладывают в каждое из отверстий одну и ту же фигуру. При неудаче стараются надавить на вкладыш и впихнуть его в рамку. Естественно безрезультатно. Но постепенно, с помощью ваших объяснений, малыш учится сопоставлять контуры и размеры фигуры с прорезью и находить нужное отверстие.
От года до пяти
Игры-вкладыши можно покупать ребенку уже с года. Когда ручка в состоянии охватить предмет, ощупать и попытаться поставить его на место. Но особенно полезны они для детей третьего года жизни. В этом возрасте малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Поэтому специально для них были разработаны рамки с одинаковыми изображениями-вкладышами, но разных размеров. Вкладыши выстроены \"по росту\", и задача игры с ними - научить ребенка сравнивать предметы, у которых разница в размерах мало заметна.
Наиболее известны, пожалуй, геометрические рамки-вкладыши М. Монтессори. Именно с них, собственно, и началось бурное распространение этой игры. Геометрические вкладыши знакомят ребенка с сенсорными эталонами, дают уникальную возможность \"прочувствовать пальцами\" форму геометрических фигур, помогают освоить абстрактные понятия, развивают логическое мышление.
Рамки-вкладыши с изображениями фруктов, животных, птиц, видов транспорта и других предметов окружающей среды рассчитаны на проведение тематических занятий с детьми по развитию речи, памяти, внимания, наблюдательности, способности классифицировать предметы по определенным признакам. Дети очень любят рамки \"с подслоем\" - дополнительным изображением под вкладышем. Ребенок вынимает картинку из прорези и с удивлением обнаруживает под ней еще один рисунок. При обратном действии - вкладывании шаблона в рамку - подслойный рисунок будет служить малышу подсказкой.
Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины, на заданные темы или давая волю фантазии ребенка, - так будут развиваться его творческие способности. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку к письму.
«Бабочки» и другие
Один из ярких примеров вкладышей, который можно купить и в Белгороде, это рамка «Бабочки». Задача ребенка вкладывать фигурки в подходящее по контуру отверстие на доске. Однако сами по себе фигурки тоже являются игрушками, подходящими, например, для разыгрывания небольшого спектакля. Можно также попросить ребенка назвать цвета бабочек, спросить его о том, какая из них больше. Такие задания развивают аналитическое мышление и словарный запас.
Игра способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), мелкой моторики, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей, тактильной чувствительности.
Для деток постарше можно посоветовать рамку-вкладыш «Ферма». Хозяйка кормит кур, овца и ягненок пасутся в загоне, работник вилами грузит сено на телегу, яблоня гнется под тяжестью спелых яблок, тракторист обрабатывает поле, коровы пасутся на лугу, усадьба с хозяйственными постройками…
На самом деле доска с подслоем \"Ферма\" — еще один вариант игры \"Рамки и вкладыши\". В этом пособии заложен принцип автодидактизма, о котором говорила Мария Монтессори.
Как играть? Взявшись за удобную пластмассовую ручку, выньте вкладыш из рамки. Что за ним? Картинка, связанная по смыслу с изображением на вкладыше (например, за вкладышем, на котором хозяйка кормит кур, обнаруживается корзина с яйцами; можно поговорить о том, что куры дают яйца).
Занятия с этой игрой помогут вашему малышу развить систему \"глаз — рука\", что играет большую роль при овладении письмом или любой другой деятельностью, в которой важна мелкая моторика и удержание внимания.
И, конечно, это отличный повод поговорить о сельском хозяйстве и о том, что булки не растут на деревьях. Игра способствует развитию словесно-логического мышления, активного словаря, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, наглядно-действенного мышления, речи, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, сенсомоторной координации.
Мне же очень нравится рамка-вкладыш \"Доска с замочками\". Я сама с удовольствием подергала каждый замочек: они красивые и блестящие. Эта увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, а еще убережет руки малыша от настоящих дверных механизмов — ведь у него будут свои собственные двери и замочки на любой вкус!
Набор представляет собой деревянную доску с нарисованными на ней домиками, которые закрываются маленькими дверцами. Дверцы настоящие, открываются и закрываются, крепятся дверными металлическими петлями и закрываются на разные замочки. В каждом из этих домиков спрятан сюрприз. Там живет нарисованная лошадь, гусь, собака или корова. Название животного написано на крыше каждого домика. Вашему ребенку никогда не надоест возиться с этими замочками — здесь и висячий замок, и шпингалет, и обычная задвижка, и крючок. Такая игра — прекрасное упражнение для развития мелкой моторики. Рамка-вкладыш \"Доска с замочками\" абсолютно безопасна.
…Что же касается моей свекрови, то как только она поняла, что Мишутка – самый способный из ее внуков, она перестала подсчитывать, сколько мы тратим на развивающие игры. Потому что убедилась: «развивалки» лишними не бывают!
P.S. Отличный выбор развивающих рамок-вкладышей представлен в Белгороде в магазинах сети «Подарки плюс» по адресу: ул. Щорса. 52, а также в магазине этой же компании в здании «Виогема»на пр. Б. Хмельницкого.
За справками обращайтесь по телефону: 58-89-84.