ХОДИТЬ И КАЧАТЬ
Укладывание в кроватку любимого чада у многих превращается то в триллер, то в социальную драму, то в приключенческий роман. Количество действующих лиц у этого «сериала» может быть разным: начинает укладывать мама, потом, не выдержав плача сына, подключается папа, затем врывается негодующая на нерадивых родителей бабушка, и только после этого вымотанный любящими родственниками кроха засыпает на маминой груди. Пробуется все: многочасовые укачивания, совместный сон, соска, рожок или грудь, многочасовые чтения на ночь всего подряд, от Чуковского до медицинской энциклопедии. По словам специалиста по детскому сну Елены Мурадовой, всего 40% малышей в отношении сна обладают так называемым покладистым типом темперамента. Они засыпают самостоятельно практически с рождения. А вот дети легковозбудимые порой ведут себя так, будто сон им не требуется вовсе. Но такое перевозбуждение зачастую является оборотной стороной усталости. Врач-сомнолог, член Российского и европейского общества сомнологов Елена Владыкина уверена: «Плохое засыпание зависит от многих факторов: физических, психических заболеваний, стрессов, эмоциональной перегруженности, смены часовых поясов, фазы луны и т. д. Процесс засыпания – это пограничное состояние между сном и бодрствованием, и как любое пограничное состояние – стресс. Надо помогать ребенку учиться засыпать самостоятельно, так же как мы помогаем ему научиться самостоятельно есть, ходить. А маме нужно высыпаться, а не срываться на ребенка после часового безрезультатного укладывания».
ЗАБЫТЬ ПРО ГРУДЬ
Попробуйте отодвигайте кормление на более ранние сроки, чтобы сосание груди перестало ассоциироваться у ребенка с засыпанием. Можно договориться с годовасиком: «Сейчас я тебе дам грудь на 10 минут, потом почитаю книжку, ты ляжешь в кроватку и уснешь сам». И постепенно, по минутке, сокращать «грудное» время и увеличивать «книжное». Покормив, отвлечь ребенка – книжкой, рассказом, колыбельной. Вынести кормление из спальни на кухню. А тем, кто хочет сохранить грудное вскармливание, можно давать грудь малышу под утро.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
С режима. Как бы вы не ратовали за модную нынче свободу жизни, поведения и кормления, бабушкины советы «у малыша должен быть режим» не стоит сбрасывать со счетов. К году у ребенка должен быть четкий распорядок дня. И чем активнее карапуз, тем тщательнее этот режим надо соблюдать.
Сначала выявите биоритмы крохи: понаблюдайте, когда его начинает клонить в сон. Обычно ребенок в этот момент трет глазки, зевает, просится на руки, «прикладывается» на подушки, начинает капризничать без причины. С переходом на один дневной сон многие детки приходят к «детсадовскому» распорядку: подъем в 7.30–8.00, дневной сон с 13.00 до 15.00, а на ночь укладываются с 20.00 до 21.00. Возможны отклонения на час в ту или иную сторону, главное, чтобы за
сутки норма сна соответствовала возрасту. Подстроив гуляния, кормления и прочие малышковые радости под биоритмы, мама облегчит отход ребенка ко сну. И только приучив себя и ребенка к режиму, можно приступать к выработке навыков самостоятельного засыпания.
РИТУАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
Детский сон очень зависит от нюансов, которые замотанная мама просто не в состоянии увидеть. «Самый странный совет, который можно дать раздраженной от недосыпа мамочке, – это“ потерпите, все терпят, а через два года пройдет”», – утверждает Елена Мурадова, член Международной ассоциации профессиональных консультантов по детскому сну и мама двух детей, которая и начала изучать вопрос сна, столкнувшись с проблемой на примере старшего сына. Для США, где институты сна существуют уже полвека, консультанты по сну – явление распространенное, очень востребованное и довольно дорогое. У нас эта услуга редкость, а отечественных методик по детскому сну почти нет. Ритуал засыпания – это те полчаса, что предшествуют укладыванию в кровать, куда кроха в идеале попадает спокойным и чуть сонным, чтобы там, в «одиночестве» (первые дни мама сидит на стуле рядом с кроваткой) уснуть. Ритуалом отхода ко сну могут стать укладывание любимых игрушек спать, «прощание с окном» («уже все спят – березки, машины и собачки»), одна-две книжки с посылом «и все звери уснули в своих кроватках», пара колыбельных или тихий монотонный рассказ о том, как малыш провел день. Нужно всего 3–4 действия, не больше. Придумайте ребенку «сонную» игрушку – ту, с которой он будет ложиться. А за час до ритуала начинается подготовка к нему: спокойные игры, приглушенный свет, купание, еда. Затянув с укладыванием и пропустив «ворота сна» (длящиеся всего минут 20), зачастую придется ждать еще час, пока малыш вновь начнет подавать «сонные сигналы». Если речь идет о дневном сне, то безрезультатно ворочаться в кроватке можно минут 40–50, после чего надо начинать 20-минутный ритуал заново (не выходя из комнаты перекусить, почитать книжку или помыть посуду). Поэтому важно четко подстраиваться под кроху: когда тот запомнит все слова и действия, процесс отхода ко сну сократится, и ребенок сам будет подсказывать маме ее действия.
КОГДА УЧИТЬ СПАТЬ?
Начинать можно практически с рождения. С 6 недель учат различать день и ночь. Важно уметь отследить признаки усталости ребенка, класть его в кроватку сонным, но еще не спящим. Велик шанс, что здоровый, сытый, расслабленный ребенок, уложенный по признакам усталости, сможет заснуть сам даже в столь юном возрасте. Основные методики «самостоятельного засыпания» (СЗ) рекомендуется применять не ранее 4–6 месяцев.
МЕТОДИКИ ЗАСЫПАНИЯ
Выбор зависит от темперамента и возраста малыша, маминого терпения и обстоятельств: чтобы научить ребенка засыпать за неделю, потребуется большей собранности, а период в месяц-два подразумевает щадящие отступления назад. Методик всего несколько:
• Метод постепенного ограничения («фейдинг»). Самый длительный. Мама маленькими шажками движется к цели, периодически отступая, но настойчиво продвигаясь вперед и вводя ограничения незаметно для ребенка.
• Метод «обнял–положил». Мама при укладывании и при попытках малыша встать и расплакаться обнимает его и с особыми утешающими фразами (которые будут применяться всегда) укладывает обратно.
• Метод «войти–выйти». Применяется не ранее 6–8 месяцев. Мама выходит из комнаты на несколько минут, чтобы перевести дух, а потом входит, утешает и снова выходит из комнаты, давая крохе возможность успокоиться самостоятельно. Время отсутствия мамы четко регламентировано: от одной минуты до семи. При этом непростом для всех методе ребенок в состоянии научиться самостоятельно засыпать за 7–12 дней. Начинать любую методику нельзя, если малыш наблюдается у невропатолога, болеет, у него режутся зубки, если к этому не готова мама (или остальные члены семейства, которые должны выступать «единым фронтом»). Ведь если отступить после первых же неудач, значит, все предыдущие слезы и нервы, мамины и ребенка, были напрасными. Самое важное – быть уверенной, спокойной и соблюдать последовательность во всем, несмотря ни на что. Набор действий должен быть максимально одинаковым изо дня в день. Именно так ребенок учится чему-то новому. При четком плане и внутреннем спокойствии малыш вскоре будет засыпать в своей кроватке безо всяких укачиваний за 5 минут. И будет всем счастье.
РИТУАЛ И ПОДГОТОВКА К НЕМУ
Световой фактор очень важен. Днем можно закрыть окна плотными шторами, а ночью – никаких ночников, они выключаются сразу после прочтения книжки.
Минимум за час до начала подготовки к ритуалу – никаких активных игр, смеха, беготни, телевизора с мультиками и компьютера.
Купание в ванной может и успокаивать, и заводить. Если водные процедуры бодрят, то лучше купать чадо до ужина.
Придумайте себе «слова на засыпание» – 3–4 простых фразы с главной идеей «все хорошо, мама рядом, она любит, и ребенок учится засыпать сам». Повторяйте ее малышу, когда он в своей кроватке (два-три раза, не больше). Избегайте прямых взглядов, долгих разговоров, объяснений и уговоров.
Темнота, тишина и ваше внутреннее спокойствие – главные помощники.
Уберите все лишнее подальше от кроватки. Любой новый предмет в поле зрения крохи, как и новое активное действие с вашей стороны, отвлекает малыша от главной необходимости и цели – сна.
Источник: "Мой малыш"