Детский сад должен сделать все необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком: «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» -нельзя. Нужен другой подход. Поэтому мы работаем над внедрением экологических знаний не только на занятиях познавательного развития.
В каждое занятие по математике стараюсь включить хотя бы одну задачу, знакомящую детей с элементами природы (будь то шмель, комар или река) или рассказывающую об охране природы.
Если на занятии по математике решаем задачу про муравьев, то сначала просим детей отгадать загадку:
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
«Это муравейник», - говорят дети. Проводим краткую беседу: «Кто видел муравьев? Почему нельзя разорять муравейники? Можно ли назвать муравьев трудолюбивыми, дружными?» И затем решаем задачу: «Один муравей тащит, а другой спешит ему на помощь. Сколько всего муравьев тащат соломинку?»
Если решаем задачу про комаров, то можно спросить у детей: «Кто такие комары? Почему они нужны природе?» и далее предложить такую задачу: «На стебельке сидели два комара. Одного комара съела лягушка. Сколько комаров осталось на стебельке?»
Детям нравятся эти задачи. Они делятся своими впечатлениями и на основании этого составляют задачи. Например: « У пруда квакали 5 лягушек. Кто-то зашумел в камышах. Одна из лягушек испугалась и прыгнула вводу. Сколько осталось храбрых лягушек?»
Можно предложить детям такие задачи:
1. На цветке сидит шмель, собирает пыльцу. К нему прилетел ещё 1 шмель. Сколько всего шмелей на цветке?
2. Белка выбирает семечки из еловой шишки. К ней на ель прыгнули еще две белки. Сколько всего белок стало на ели?
3. На стебле было 4 колокольчика. Подул ветер. Остался 1 колокольчик. Сколько колокольчиков опало?
4. 4 пчелы прилетели в улей с одного поля и 1 пчела- с другого. Сколько всего пчел прилетело в улей?
5. На болоте в камышах стоит 5 цапель. 1 цапля улетела на другое болото. Сколько цапель осталось на болоте в камышах?
6. 6 лисят спасаются от охотника. Несколько лисят спрятались в норе, а 3 не успели. Сколько лисят спряталось в норе?
7. На кустике земляники висело 5 ягод.2 ягоды созрели и их сорвали. Сколько ягод осталось на кустике?
8. На кусте расцвело 6 роз.3 розы мальчик подарил маме, а остальные бабушке. Сколько роз он подарил бабушке?
9. Белка устроила гнездо в дупле. Утром она принесла в дупло 3 еловые шишки, а вечером еще 2. Сколько шишек стало в дупле?
10. На клумбе утром распустилось 8 астр, а к вечеру их стало не 2 больше. Сколько всего астр распустилось к вечеру?
11. 7 гусениц завились в кокон и стали куколками. Через несколько дней 2 куколки прекратились в бабочек. Сколько бабочек еще должно появиться?
12. Ребята посадили около школы 7 кустов сирени, а шиповника на 3 куста больше. Сколько кустов шиповника посадили ребята?
13. Высота рябины 6м, а тополя на 3м выше рябины. Найти высоту поля?
a.Переделай условие задачи так, чтобы в нем было сказано «на 3 м. ниже».