♥Сладкий арбуз
Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: "Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем". Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: "Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек".
В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек.
Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени, но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру.
♥Посмотри в окошко
Увидив, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите: "Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?". Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.
Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка "похожим на бабушку или на дедушку".
♥Согреем птенчиков
Если ребенок без конца вкладывает одну в другую мисочки-вкладыши, никак не разнообразя игру, то это занятие легко сделать более интересным, если показать малышу несколько шариков и сказать: "Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?" Если ребенок не может сам найти предмет-заместитель, можно сказать: "Посмотри на эту мисочку. Пусть она понарошку будет гнездышком. Хорошо?". Ребенок наверняка охотно примет это предложение и вместе со взрослым уложит яички в мисочки-гнезда. Затем гнездышки накрываются салфеткой и отставляются в сторонку, чтобы не беспокоить птенчиков. После этого ребенок может продолжить игру сам или вернуться к прежнему занятию. Через некоторое время можно поинтересоваться у малыша, не вылупились ли птенчики. Для дальнейшего развития игры можете положить в другую мисочку несколько фасолин и радостно воскликнуть: "Посмотри, вылупились птенчики, пищат "пи-пи-пи".
♥Разноцветные салфетки
Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: "Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?".
Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.
В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая - песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.
♥Найди зайчика
Если ребенк ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: "А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем". Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: "Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?". Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: "Вот и хвостик. Давай погладим его". В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: "Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать".
♥Совушка-сова
Перед тем, как играть в эту игру, желательно познакомить малыша с изображением совы в книжке про птиц, вместе рассмотреть, какие у нее большие глаза, какой клюв.
Взрослый берет мячик среднего размера и рисует на нем мелком круглые совиные глаза, уши и клюв. Затем показывает "сову" ребенку, говорит: "Посмотри, какая птичка, это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?" и читает стишок:
Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела (вертит перед ребенком мячик)-
Во траву свалилася,
В яму покатилася!" (роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как катится "сова").
Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку самому повертеть сову в руках, показать, как она катится в яму.
♥Яблочко
Покажите ребенку маленький мячик или шарик (деталь от конструктора или пирамидки): "Посмотри, какое у меня яблочко". Затем положите его на стол и подталкивайте, читая стишок:
Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду -
Бульк! (шарик падает со стола).
Игра повторяется несколько раз. Наверняка, ребенок захочет и сам покатать яблочко.
♥Дудочка
Покажите ребенку фломастер, карандаш или круглую палочку: "Посмотри, какая у меня есть дудочка. Послушай, как она играет". Затем "играет" на дудочке: "Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду". После этого предлагает подуть в нее ребенку, вновь повторяя слова потешки.
Игру можно сделать совместной, если взять две "дудочки" и дудеть в них одновременно или по очереди.
♥Бабочки
Для этой игры нужно приготовить небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги. Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: "Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели". Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.
♥Курица и цыплята
Если ребенок передвигает с места на место кубики, придвиньте один из них к себе и разбрасайте рядом камушки (крупные пуговицы): "Посмотри, вот курочка. Она гуляет со своими детками-цыплятками. Она говорит им: "Ко-ко-ко. Клюйте зернышки, как я". Положите руку поверх кубика с выставленным вперед указательным пальцем, имитируя им клев, затем предложите сделать то же самое ребенку с кубиком и с камушками, изображая писк птенцов.
Можно ввести в игру два кубика-курочки разных цветов и играть с ребенком параллельно.
♥Где мое окошко?
Эту игру можно организовать с дидактическими материалами, лучше всего объемными формами-вкладышами. Взрослый показывает ребенку объемную форму с вкладышами и говорит, что это домик, где живут малыши. Малыши отправились гулять, а потом захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки они могут попасть в дом. Предложите рассмотреть окошки и помочь малышам зайти в дом. Похвалите ребенка за старание, поблагодарите его от лица малышей.
♥Козлята и волк
Положите на стол коробку из-под обуви и несколько маленьких кубиков: "Это козлята, а это их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вдруг прибежал волк (с помощью большого кубика или, сжав кисть своей руки, изобразите волка), хотел съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в свой домик. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем". Вместе с ребенком быстро спрячьте кубики в коробку. Волк убегает. По желанию ребенка игру можно повторить.
Эту игру можно разнообразить, играя, например, в "зайчиков и лису", в "кошки-мышки", "воробышки и кошка" и пр.
♥Качели
Привяжите ленточку или шнурок к небольшой крышке (от духов, пластмассовой банки и пр.), предварительно сделав в ней отверстия, и скажите ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика (качает). А сейчас посажу на качели птенчиков (кладет в коробку маленькие шарики или пуговицы). Хочешь их покачать?». По ходу игры можно спрашивать у пупсика или птенчиков, не боятся ли они, в зависимости от «ответа» качели можно раскачивать посильнее или послабее.
Качели можно превратить в карусели и весело раскручивать их.
♥Игры с проволокой
Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: "Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?" Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит.
Затем взрослый говорит: "А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех". Покажите, как солнышко медленно поднимается. Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком.
После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. - "Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?".
Взрослый: " А теперь на что это похоже?" (снова сворачивает проволочку в кольцо). Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку.
Обыграв таким образом проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.
Приведенные примеры показывают, насколько разнообразными и неожиданными могут быть способы использования самых разных предметов. Для того, чтобы расширить возможности такого рода фантазий, нужно, чтобы в комнате было выделено специальное место для хранения предметов, не имеющих определенной функции. Таким местом могут стать коробки из-под обуви, пластмассовые или деревянные емкости разных разметов. В них можно хранить пуговицы, катушки, жестяные и пластмассовые крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, мягкие проволочки, отдельные детали конструкторов и мозаик. Имея под рукой все это богатство, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу, тропинку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в конфетки, катушку - в плиту и т.д. И вокруг каждого из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.
♥Солнечные зайчики
В эту игру весело играть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол. Следите за ними вместе с малышом и читайте стихотворение:
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их -
Не идут.
Были тут -
И нет их тут.
Прыг, прыг
По углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)
♥На что это похоже?
Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке. К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке.
♥Волшебные фигурки
Достаньте коробку с небольшими кубиками и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные кубики. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите кубики уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите малышу самому собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще.
От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы, любые ритмические композиции.
♥Веселый волчок
Возьмите волчок и скажите, обращаясь к волчку: "Хватит тебе спать, давай, волчок, играть. Как ты умеешь кружиться?". Раскрутите волчок, полюбуйтесь на него вместе с ребенком: "Вот как красиво кружится волчок. Слышишь, и песенку свою поет: У-у-у-у. Ой, упал, наверное, голова закружилась. Еще хочешь покружиться? Помоги волчку, он еще просит покружиться. Как он поет? Спой вместе с ним".
♥Счастливого пути!
Путешествие может занимать пару часов или длиться несколько суток, вам предстоит добираться до пункта назначения на автомобиле или поезде, автобусе или самолете. Если берете с собой в поездку малыша, учтите, что нарушение обычного ритма жизни и ограниченное пространство быстро утомляют детей. Не исключены капризы, слезы - и, как итог, испорченное настроение у всей семьи. В подобной ситуации взрослым стоит заранее продумать, чем занять детей в пути. Накануне поездки освежите в памяти описание «пальчиковых» игр, загадки и логические задачки. Обязательно возьмите с собой любимую куклу или мягкую игрушку малыша, особенно если он привык с ней засыпать. Не забудьте захватить несколько интересных книг или купить свежие номера детских журналов. Эти развлечения помогут сделать дорогу интересной, и время пролетит незаметно.Если вы путешествуете в машине, можно слушать музыку или аудиозаписи сказок. Хоровое пение - также отличное занятие для автомобильного путешествия (в этом случае вас выручит книжка с текстами песен). Забавная игра: предложите ребенку отгадать песенку по первым аккордам. Для этого можно воспользоваться СД или аудиокассетами, если вы запаслись ими заранее, при их отсутствие знакомый мотив можно просто насвистеть, «промычать» или прохлопать в ладоши. В поезде обязательно пригодятся карандаши и фломастеры. Запаситесь листами чистой бумаги. На них можно рисовать, играть в простые игры («морской бой», «крестики-нолики»). Пользуясь техникой оригами, из них можно сложить самолетик, кораблик и другие игрушки. Интеллектуальные занятия типа собирания паззлов, отгадывания детских кроссвордов и ребусов не только полезны, но и интересны, а в дороге для них как раз бывает достаточно свободного времени (большую их часть можно использовать и во время авиаперелета). Маленькие дети в дороге, к счастью, обычно подолгу спят (если вам удалось их уложить), а занять непоседливых дошколят - сложная задача. На выручку родителям придут простые и доступные игры (см. ниже). Они развивают память, внимание, логическое мышление, фантазию, обогащают словарный запас, а длительная поездка с их помощью превращается в увлекательное времяпрепровождение.
В запасе у родителей всегда должны быть интересные идеи, благодаря которым дорога станет приятным и полезным предвкушением отдыха или его достойным завершением.
♥Отгадай слово (предмет, фрукт, сказочного героя).
Вы задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет».
♥Что бывает сладким (красным, круглым, горячим)?
Играющие, чередуясь, называют предметы, отвечающие этой характеристике. Кто первым быстро не сможет подобрать очередное слово, тот проиграл.
♥Города.
Называйте по очереди города (каждое следующее название должно начинаться с последней буквы предыдущего).
♥Сочиняем сказку вместе.
Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает, затем опять вступает родитель и т. д. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.
♥Зашифрованное послание.
Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву. Ребенок должен угадать, что вы написали, а потом пусть и сам попробует «порисовать» в воздухе.
♥Игра в рифмы.
Вы говорите слово, а ребенок придумывает к нему рифму. Затем вы меняетесь ролями.