Современная педагогическая наука определяет процесс воспитания как специально организованную деятельность для реализации целей образования, а целью образования представляет «совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства».
Если обратиться к «Академическому словарю», то воспитание в нем трактуется как «старание о научении и образовании детей. Научить же значит показывать, как должно делать что- либо, наставлять, вразумлять, руководствовать».
Таким образом, воспитать – это значит научить жизни, обучить приемом преодоления негативных явлений, духовно взрастить человека. Первостепенность решение этих задач очевидна, особенно в эпоху катаклизмов, когда в государстве исчезает стабильность в духовной, экономической сферах. Отсутствие понимания приоритетности воспитания создает ситуацию, угрожающую существованию государства и общества.
Традиционно под воспитанием принято понимать обучение принципам жизни, развитие способностей порождать смысл. У всех народов эти действия проходят в конкретном социуме и обусловлены определенными ценностями, которые у каждого народа имеют особый смысл. При всей общности для всех народов понятия «воспитание» имеет национальные оттенки, в основу которых заложены особенности интеллектуальной , бытовой, религиозной жизни. Таким образом, воспитание не может не обращаться к национальным ценностям, оно всегда направлено на совершенствование личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиций национальной культуры воспитания. смысл воспитания в русском понимании восходит к возвышению духовных потребностей , духовному обогащению, обращению к Богу. Воспитание неразрывно связано с православным созданием русского человека, с историческим миропониманием народа.
Сегодня общество, педагогическая наука ищут ценности, которыми можно руководствоваться при воспитании современного молодого поколения. Ценности – это духовные и материальные феномены, являющиеся мотивом деятельности, ценности фиксируют то, что сложилось в менталитете народа и провозглашено нормой в обществе. При этом ценности – цель воспитательного процесса, поэтому они должны стать основой современного воспитания.
Ни изменение политических систем, ни государственные переустройства не смогли искоренить у нашего народа тех нравственных христианских ценностей, которые давно стали характерными для русского человека в соответствии с его миропониманием и верой: стремление души к высшим идеалам истины, духовность, любовь к родной земле и ближнему, милосердие и эмпатию, всеединство. И самый верный путь – это возрождение, сохранение культуры передачи духовного опыта молодому поколению, воспитание на тех нравственных ценностях , которые исторически обусловлены и выверены временем.