Речь – один из основных видов коммуникативной деятельности человека. При нарушении развития речи коммуникации ребенка ограничены, снижается количество информации, получаемой им при общении с взрослыми, нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера.
Речь можно рассматривать как серию физических сигналов, которые развертываются во времени. Однако мозг по-разному перерабатывает слуховую информацию, необходимую для речевого сообщения. В частности, определение и переработка фонем (мельчайших речевых единиц) осуществляется левым полушарием, в то время как правое полушарие ответственно за медленно изменяющуюся слуховую информацию, которая имеет типичные признаки мелодий.
Недавно была предложена нейрофизиологическая модель переработки мозгом речевой информации. Согласно этой модели, в левом полушарии головного мозга происходит переработка «быстрой» слуховой информации в речевой сигнал (а не речевого сигнала самого по себе). Речь требует высокой скорости переработки, и левое полушарие выполняет эту работу.
У детей со специфическими расстройствами речевого развития нарушено восприятие и продуцирование речи при нормальном уровне слуха и полноценном интеллекте. Эти дети не могут различать и правильно соединять звуки в слова, особенно это касается «быстрых» звуков, таких как взрывные согласные.
Речевые звуки, характеризующиеся более медленными изменениями, а также устойчивые и стабильные звуки (гласные) дают меньше нарушений (или их нет вообще). Дети с речевыми расстройствами также плохо справляются с восприятием «быстрой» зрительной или тактильной информации. Они не способны к быстрой обработке любого информационного материала, в том числе и речевого.
Расстройства речевого развития – одно из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Данной патологией страдают 7,5-10% детей дошкольного возраста, у мальчиков она наблюдается чаще.
Основными причинами, которые побуждают родителей побеспокоиться чаще бывают: позднее развитие речи, когда ребенок, понимая речь, сам не говорит (расстройство экспрессивной речи); ребенок сам говорит, но не понимает содержание чужой речи (расстройство рецептивно-сенсорной речи); ребенок не говорит и не понимает слов, обращенных к нему (расстройство экспрессивно-рецептивной речи), а также множественные нарушения звукопроизношения.
Чем раньше родители замечают и осознают проблемы развития своего ребенка, своевременно обращаются к врачу и начинают их исправлять, тем больше у ребенка шансов на успешное их преодоление.
Для этого вы, уважаемые родители, должны знать нормы развития речи у детей. Поговорим об этом подробно.
Нормы развития речи у детей
Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этом возрасте происходит подготовка к овладению речью.
Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач – так он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает гортанные звуки, нечто среднее между «а» и «э».
Начиная с пятой недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных.
С восьми недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» - начальное гуление).
На третьем месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.
На пятом-шестом месяце гуление переходит в лепет, который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.
Девять-десять месяцев – время очень активного лепета, состоящего из четырех-пяти слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в десять месяцев появляются отдельные лепетные слова («мама», «папа»). В этом возрасте уже наличествует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания («ладушки», «сорока», «где лампочка?» и т.д.), начинает понимать слово «нельзя».
В одиннадцать-двенадцать месяцев появляются первые слова.
К одному году в активном словаре ребенка насчитывается около десяти слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет пять-десять простых инструкций: «принеси что-то», «закрой дверь», «дай мячик» и др.
В возрасте от одного года до двух лет начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются первые фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. Звукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), появляются глаголы («дай», «иди»), прилагательные («большой», «маленький»). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.
В период от двух до трех лет словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глаголами и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму («красный», «плохой», «горячий», «круглый»). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.
В возрасте от трех до четырех лет дети много говорят, используют фразы из трех-четырех слов. Порядок слов в предложении и их согласование еще могут быть нарушенными. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Составляет рассказы в двух-четырех предложениях. Слушает длинные сказки и истории. Выполняет двусоставную инструкцию: «Дай мне большого мишку и красный мячик». В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.
Ребенок от четырех до пяти лет знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, а также обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки «л» и «р».
Активный словарь ребенка в возрасте от пяти до семи лет очень широк. Ребенок может назвать пять-шесть и более характеристик одного предмета («речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая»). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. В речи ребенка, как правило, нет пропусков, перестановок слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.
Теперь коротко остановимся на тех показателях, которыми пользуется специалист в оценке речевого развития ребенка:
- в один год объем активного словаря должен быть не менее десяти слов;
- в два года ребенок должен строить фразу из двух слов, к концу второго года словарный запас – двести-триста слов;
- в три года дети используют в речи фразы из трех-четырех слов, словарный запас – около тысячи слов;
- в четыре года предъявляются требования к качеству речи: ребенок использует основные предлоги (на, с/со, в, из, под, из-под, за, из-за); строит правильную слоговую структуру слова; определяет единственное и множественное число (один стул – много стульев); согласует слова во фразе по роду и падежам, составляет рассказ по картинке;
- в пять лет умеет образовывать относительные прилагательные (яблоко – яблочный);
- в семь лет строит сложные предложения, используя все основные части речи, образует притяжательные прилагательные (лиса – лисья, медведь – медвежья).
Все дети в процессе овладения речью делают ошибки в произношении, но это не настоящие ошибки. Они вызваны развитием индивидуального фонологического кода ребенка и отклонениями в фонологическом развитии.
К полутора годам жизни не менее четверти слов, произносимых ребенком, должны быть понятны родителям; к двум годам – 50-75% слов; к трем годам свыше трех четвертей. Необходимо учитывать значительные индивидуальные различия между детьми. Если вы сомневаетесь, каково речевое развитие вашего ребенка, нужна оценка логопеда. Когда ребенок развивается правильно и имеет обычную для своего возраста комбинацию правильных звуков и ошибок, логопед выявляет это без труда.