Цель: Воспитание любви и уважение к Родине, её истории, культуре.
Задачи:
1.Расширять представление детей о России как стране, в которой они живут.
2.Побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов.
3. Развивать интерес детей к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, воспитывать художественный вкус;
4. Продолжать знакомить детей с русским фольклором на примере народных песен, показать их разнообразие;
5. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе, поддерживать интерес к ее прошлому;
6. Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики.
Материалы и оборудование: географическая карта, иллюстрации, изображающие российскую символику, изделия декоративных промыслов России (Хохлома, Гжель, Вологодское кружево, Жостовские подносы, матрешки и др. ), аудиозапись русской народной музыки: «Ай да береза», «Уж я сеяла ленок».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением российской символики, природных ресурсов, знакомство с историей декоративных промыслов России, разучивание русских народных песен: «Пряха», «Зимушка-зима», «Ой, сад во дворе», «Во поле береза»; хоровода «Ай да береза».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о нашей Родине. Все вы знаете, что мы живём в России. Россия могучая, бескрайняя, гостеприимная - протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.
Пальчиковая игра
«Здравствуй, край родной!»
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! (каждый пальчик правой руки здоровается с пальчиком левой руки)
А с чего же начинается Родина?
Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина» (1-й куплет).
Воспитатель: Дети, знакома ли вам эта песня? Слышали вы её раньше?
Дети: Да, слышали.
Воспитатель: А как вы думайте, что такое Родина? Что это слово значит для вас?
Дети: Это наша страна, город, в котором мы живём, и ещё много других городов.
Воспитатель: Да, дети, вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад, город в котором вы живёте… а когда вы подрастёте, то это понятие - Родина, будет для вас значительно шире.
Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги.
Читает стихи о Родине:
Наш любимый край - Россия
Где в озёрах синева,
Где берёзки молодыеНарядились в кружева…
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка ( на полу нарисован ориентир стрелкой). Надо только сказать:
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель: Станция называется «Государственная»
Ребята, а вы знаете название столицы нашей родины? Нашего президента? (Показ).
Воспитатель: Как и все страны в мире, Россия имеет свой флаг, герб, гимн, - это и есть государственные символы. И когда мы почтительно, с уважением относимся к символам нашей страны, мы тем самым проявляем любовь к родине и гордость за то, что мы - граждане России.
Государственный флаг - важнейший символ государственной и национальной независимости.
Воспитатель: Назовите цвета российского флага.
Дети: Белый, синий, красный.
Воспитатель: Может кто из вас знает стихотворение про флаг? стихотворение М.Г.Смирнова «Наш трёхцветный флаг»:
Белый - облако большое,
Синий - небо голубое,
Красный - солнышка восход
Новый день Россию ждёт.
Символ мира, чистоты -
Это флаг моей страны.
Воспитатель: Во все времена цветам флага предавали особый смысл и значение. Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий - это вера. Народ любит Россию и верен ей. Красный - огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину. Давайте мы его выложим из кубиков. Игра «Сложи квадрат». Дети выкладывают флаг.
Герб (Показ)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: А что же такое гимн?
(Ответ детей: Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)
Воспитатель: правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. Гимн России слушается стоя.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Станция называется “Природная”
Воспитатель: Наша страна очень огромная, богата разными ресурсами. На севере нашей страны находятся тундра и тайга. В тундре очень короткое лето. Почти всегда лежит снег. Деревья низкорослые. Растут очень медленно.(Показ слайда). Далее южнее от лесотундры находится тайга. Тайга-это полоса диких труднопроходимых лесов. В реках и озерах, водится разные виды рыб; лесах, степях и даже в тундре живёт много разных птиц, зверей, насекомых. Поля, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек- тоже часть природы. (Воспитатель показывает картинки с изображением экосистем, географическую карту) . Для чего же человеку нужна природа?
Ответы детей.
Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни поэтому нужно беречь и охранять природу. А вы знаете, как нужно беречь и охранять природу?
Ответы детей.
Воспитатель: А мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Следующая станция «Историческая»
С давних времён Россия славилась своими мастерами. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Дерево и глину превращали в сказку. Нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера. (Дети рассматривают образцы декоративно – прикладного искусства). Я предлагаю вам вспомнить изделия – прикладного искусства российских мастеров.
Отгадай загадку
1.В этой молодице прячутся девицы
Каждая сестрица - для меньшей темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
Хлопают в ладоши веселые (матрёшки)
Символом художественных промыслов России стала матрёшка- деревянная игрушка виде набора из нескольких полных внутри расписных кукол. К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.
2. Сине - голубые розы, листья, птицы,
Увидав такое, каждый удивится
Чудо на фарфоре - синяя кипель
Это называется просто роспись (гжель)
3.Посмотрите какая красота.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)
4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
5. Что за чудо завитушки
И нити на коклюшках
Серебряная паутинка
Кружевная снежинка.(Вологодское кружево)
Я, ребята, раньше жила в городе Вологда и научилась плести Вологодское кружево (Показ своих работ). На следующем занятии я вас познакомлю с этим промыслом подробнее.
А мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Следующая станция «Музыкальная»
Воспитатель: Да, много песен на Руси. Их также невозможно сосчитать, как звезды на небе. Я хочу вас познакомить с русской народной песней. Эти песни создавал сам народ, и передавались они из уст в уста, из поколения в поколение. Один человек придумал, другой услышал и внес что-то свое, другому передал. И «кочевали» эти песни от матери к дочери, из избы в избу, из деревни в деревню. Поэтому и назвали их народными. Всегда русский народ любил песню: веселую и грустную. Она всегда сопровождала людей: от самого рождения и во все основные моменты жизни, помогала работать и отдыхать. Например, весной, женщины пели песню, в которой говорилось о посеве льна «Посев льна». Давайте мы ее сейчас послушаем, и потом поговорим о ней.
Слушание песни(фрагмент) «Уж я сеяла ленок».
Воспитатель: Так как же звучала песня? Почему её пели во время работы?
Дети: Песня весёлая, быстрая.
Воспитатель: Да, песня эта ритмичная, быстрая, с ней и работа спорится.
А Белгородской области и по сей день популярна в народе песня «Ты моя березонька». Вот её слова:
Береза, ты моя березонька!
Береза моя белая,
Береза раскудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые, сережки махровые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Воспитатель: А какую песню вы знаете о березе? (Ответы детей.)
Исполнение фрагмента песни «Во поле береза».
Воспитатель: Да, о березе много песен было создано, потому что это дерево всеми очень любимо. Песни про березку обычно по характеру были спокойными, светлыми, поэтому назывались лирическими.
Вот наше путешествие и подошло к концу, мы с вами сегодня узнали какая наша страна огромная и интересная.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Заключительное стихотворение.
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились
Радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны!