Когда появилась возможность воспитывать ребенка до школы в домашних условиях, часть родителей посчитали это за благо и воспользовались случаем заняться семейным воспитанием. Бесспорно, ребенок значительно лучше и комфортнее чувствует себя в домашней обстановке, да ещё если рядом любимая мамочка или заботливая бабушка, которая не чает, как угодить драгоценному внуку. Если ребенок в семье один, все внимание достается ему одному. Можно покапризничать, добиться, чтобы готовили только любимые блюда и обедать «под мультики». Можно попозже встать и пропустить дневной сон или отказаться от прогулки, если не нравится погода за окном. Можно выпросить мороженое или новую игрушку. Мама или бабушка, у которой только один ребенок под крылышком, скорей всего уступит. В семье при домашнем воспитании ребенок обласкан, растет в атмосфере любви и тепла. Все прекрасно. Но это с одной стороны. А с другой стороны, если из таких «тепличных» условий ребёнок попадает сразу в школу, он трудно и долго будет адаптироваться к новым социальным условиям.
Каждый возраст ставит перед стремительно развивающимся ребенком свои задачи. В первый год жизни крохе комфортнее всего в тесном семейном кругу. Ему еще только предстоит изучить большой мир, который скрывается за дверью его квартиры. Выход на прогулку – как в открытый космос, здесь малышу практически ничего неизвестно. Дома ребёнок чувствует себя увереннее. Но и здесь малышу необходимо, чтобы кто –то близкий и родной помогал ему, сопереживал, называл вещи своими именами и способствовал упорядочиванию впечатлений. В это время очень важно уделить внимание развитию эмоциональной сферы ребёнка, которая, в свою очередь влияет, на гармоничное развитие речевых, коммуникативных и даже логических способностей крохи.
Но придёт время, когда малышу будет тесно в стенах своего дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему необходимо будет ежедневное общение со сверстниками. Опыт общения станет базой для получения новых знаний о мире. Большинство информации малыш станет получать не опытным путём (как это было раньше), а посредством коммуникации.
Социализация и развитие речевых способностей – важнейшие задачи раннего возраста, Поэтому после 2-3 лет малышу не обойтись без посещения сначала группы кратковременного пребывания, а за тем младшей группы в детском дошкольном учреждении. В этом возрасте малыши начинают постепенно знакомиться с правилами поведения в коллективе: жить по определённым правилам и инструкциям.
Важную роль в развитии личности ребенка – дошкольника играет влияние, оказываемое на его общение со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем возрасте, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых операций. Когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в коллективе, устанавливает взаимоотношения с окружающими, которые являются не наставниками, а равными партнерами в совместной жизнедеятельности.
Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками, ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям и применять правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами сверстников. Вмешиваясь в конфликты между детьми, улаживая их, педагог учит детей осознанному выполнению норм поведения. Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которые
совершенно необходимы, для того, чтобы ребёнок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.
Другим путём влияния детского общества на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение. В группе трёхлетних детей ещё нет общего мнения о тех или иных предметах событиях поступках. Мнение одного ребёнка обычно не влияет на мнение другого. Но в четыре - пять лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценок педагога. Когда трех - четырёх летних детей спрашивают: « Кто у вас в группе самый хороший?», они дают ответы: « Лена, потому что она быстро кушает» или «Витя, потому что он всегда слушает». Но постепенно оценки становятся более содержательным. Положительно оцениваются дети, которые знают много игр, делятся игрушками с товарищами, защищают слабых и т.п.
Оценка со стороны группы особенно важна для детей начиная с четырех - пятилетнего возраста. Они стараются воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить их положительное отношение.
Каждый ребёнок занимает в группе детского сада определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два - три ребёнка, пользующиеся наибольшей популярностью, с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают , охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих и других причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости.
Положение ребенка в группе сверстников показывает насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания. Жизнь в коллективе- привычная среда каждого человека.
Но впервые начиная «общественную» жизнь, ребёнку очень важно правильно адаптироваться, найти своё место в коллективе сверстников.
Как же происходит адаптация ребенка среди сверстников, как формируются группы по интересам? Обычно группа образуется вокруг одного сильного лидера, который умеет во время заявить о себе, своих интересах, обратить на себя внимание остальных. Он выбирает себе в партнеры детей сходного темперамента и уровня развития для проведения совместных игр (как правило, сначала одного ребенка). Оказавшись в незнакомой ситуации, очень важно ощущать принятие и поддержку, иначе ребёнок может замкнуться и чувствовать себя изгоем.
В такие моменты педагогу или родителю необходимо прийти на помощь ребенку и оказать ее путем вовлечения ребенка в совместную игру , трудовую или познавательно- исследовательскую деятельность. Задача педагога или родителя заключается в том, чтобы не делать «работу» за ребёнка, проложив ему лёгкий путь к общению за счёт ваших способностей, а пробудить и мобилизовать собственные и коммуникативные ресурсы дошкольника, которые могут скрываться за робостью и стеснением в новой обстановке. Взрослому необходимо руководствоваться принципом справедливости и равенства в общении с детьми. Не выделяйте ребёнка (отвергнутого) как-то особенно, просто следите за его реакциями, стараясь вовремя разъяснить непонятные моменты или погасить конфликт. Впрочем, то же самое вы должны проделывать и в отношении других детей. Не пытайтесь создать для ребенка наиболее выгодные условия: не подсказывайте, если ребенок вас не спрашивает о помощи, уделяйте внимание каждому игроку на равных. Излишняя опека ребенка сослужит плохую службу. Привыкнув прятаться за взрослого, впоследствии ребенку будет трудно адаптироваться в обществе, где нет привилегированных членов.
В процессе игры вы можете объединять детей в пары, формировать группы или команды. Стремитесь наладить тактильный контакт между всеми участниками игры. В случае необходимости выберите для малыша подходящего по темпераменту друга, способного взять вашего робкого малыша на «буксир». Сделайте попытку, обратите внимание ребенка на своего соседа. Если необходимо, помогите будущим друзьям найти общие интересы. При этом старайтесь не подавлять активность ребенка, а лишь направляйте ее в нужное, правильное русло.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а
позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Процесс социального развития ребенка очень важен, и пренебрегать им ни в коем случае не стоит, поскольку жизнь в коллективе есть привычная среда обитания каждого человека.