Не имеют никакого отношения к развитию ребенка, по словам психолога, Sega, компьютерные игры и другие электронные чудачества НТП.
Но ведь в век развития электроники и господства концепций раннего развития, считается, что обычные игрушки – это для малышей. А когда дети подрастают, им нужны другие развлечения. Шести, семилетних детей уже не удивить машинками и куклами, а вот от компьютера – не оторвать. Может быть, время игрушек уже ушло?
Но ведь игрушка это значит и игра. Если мы говорим, что игрушки уже не нужны, то и игра уже не нужна?
Вот с этим утверждением согласиться абсолютно невозможно, потому что это та деятельность, в которой ребенок может действовать самостоятельно, в которой он может придумывать, творить, воображать, организовывать свое пространство. Никакая компьютерная игра такие возможности не дает. Ребенок садится перед компьютером и лишается собственной инициативности, потому что программа ему диктует, куда нажимать. Кроме того, он лишен физического движения, он не познает реальность, он не выражает свой внутренний мир.
Кто во что играет?
Ребенок, конечно же, не осознает, чего он лишается без полноценной игры, и вполне себе доволен. И родителям спокойно – он не пристает к ним со всякими глупостями. Если ребенка в 6 месяцев посадить перед телевизором, то он будет часами увлеченно наблюдать за тем, что происходит на экране, правда, при этом «у него будет отрубаться вся мозговая активность». И тут все зависит от того, чего хотят родители – чтобы ребенок их не беспокоил, или они ставят перед собой какие-то другие цели и задачи? Если родители заинтересованы в том, чтобы их малыш развивался, то им надо задумываться, как организовать с ним общение, ведь играть нужно учить. Как научить? Играть вместе. Показывать настоящие игрушки, не интерактивные, которые сами квакают, бегают, прыгают, а настоящие, традиционные, и показывать возможности построения настоящей игры.
Родители не задумываются, выбирая малышу подарок о том, что звуковые игрушки полезны лишь для развития познавательной активности у малышей, а для детей трех-четырех лет пупсы, дающие команды: «мне скучно, поиграй со мной», или же при любом прикосновении издающие странные звуки, сводят игру опять же к нажатию одной единственной кнопки.
Наша справка
«Игрушки не для игры» отбирают в центре при Московском городском психолого-педагогическом университете. Таких уже целый шкаф. В России это единственный центр, где проводится психологическая экспертиза товаров для детей.
– Мы рассматриваем игрушку как средство психического развития ребенка. У нас целые тома по этому поводу написаны – как и что влияет на его развитие. Это зависит от возраста, от характера игрушки… – рассказывает профессор, доктор психологических наук, научный руководитель учебно-методического Центра игры и игрушки Елена Олеговна Смирнова. – Мы стараемся выбрать из всего массива те игрушки, которые полезны, которые действительно имеют развивающий потенциал. Для каждого возраста свои игрушки. И даже куклы должны расти вместе с ребенком.
Cуществует типология, какие куклы для какого возраста. Для маленьких детей лучше большие куклы, которых можно кормить, причесывать и делать все то, что «мама делает со мной». Потом становятся важны маленькие куколки, с которыми можно разворачивать целые сюжеты. А куклы по типу «Барби» хороши для девочек после 5-6 лет, когда уже разыгрывается взрослая жизнь. Хорошая, красивая «Барби» – это не плохая игрушка, но тут беда в том, что она часто слишком оснащена всякой экипировкой – у нее есть собачка, и мисочка для собачки, и поводок для собачки. Все это дано уже в готовом виде и можно только использовать. А ребенок должен сам создавать быт для свой куклы.
Кукла для… парнишки
Быт для своей куклы должны создавать не только девочки, но и мальчики. Но, к сожалению, в современном кукольном производстве острый дефицит кукол мужского пола.
При этом если вспомнить советские времена, то кукол мальчиков был отличный выбор: и просто «мальчики пупсы» и тематические – по профессиям. При этом играть такими куклами, естественно, было не зазорно. Сейчас же мальчики не играют куклами по причине того, что родители бояться – «как бы от игр в куклы чего не вышло».
Действительно, игры в Барби – не лучший метод воспитания будущего мужчины, да и партнер Барби – Кен, далеко не образец мужества.
А что, мальчики не люди что ли? Ведь им тоже обязательно надо пройти через ролевую сюжетную игру, чтобы как-то включиться в человеческие отношения. И то, что они так не играют, наносит большой урон их развитию. Они ведь могут быть и папой, и доктором, и шофером, и кем угодно, но им тоже надо роль на себя взять и отождествиться с куклой.
Вообще, основная задача куклы это научить ребенка мыслить, отожествлять себя с окружающим миром. Научить ребенка вживаться в роль, находить свое место в обществе.
Кстати, старинные куклы довольно долго были без лиц. То есть – без нарисованных глаз, губ с застывшим выражением. Специалисты считают, что таким образом наши деды отказывались диктовать ребенку свое виденье мира. Ведь нарисованное выражение это уже заданная эмоция.
Поэтому так важно, чтобы выбирая игрушку дл ребенка мама или папа четко понимали: лицо должно быть добрым. Иначе негатив, заложенный в кукле. Надолго остается в памяти малыша.
Важно, чтобы лицо куклы не диктовало своего выражения, чтобы ребенок мог увидеть в этом лице то, что он представляет, чтобы оно могло восприниматься и как веселое, и как довольное, и как, наоборот, огорченное. Но никак не злое!
Мама, клоуна… боюсь!
Сегодня же куклы становятся все ярче, и все определеннее становится их настрой. Потому что основная задача изготовитель – продажа.
- Иногда к нам привозят такие игрушки. От которых мороз по коже у меня, взрослого человека, - говорит Марина Зайкина, продавец игрушек на рынке. – Но владелица нашей точки да и прекрасно знаем по опыту: чем ярче и агрессивнее, чем необычнее, тем быстрее игрушка «уйдет» к покупателю. Но мы не диктуем свои правила. Покупатели сами делают выбор! Да. Кукла определенная модель поведении, поэтому чему удивлтьс, когда потом приходят подростки, одетые как кукла из пошлой коробки!
Наша справка
– От страшилищ развивается агрессия, ведь такие игрушки навязывают определенную, совсем не добрую игру, – поясняет профессор Елена Смирнова в интервью одному из российских информагенств. – А на смену «Барби» сегодня пришли «Bratz» – они бывают рыжие, блондинки, всех цветов… Девочки играют и так или иначе уподобляются им – принимают выражение лица, позу. И соответственно, мечтают походить вот на эту вот, извините, малолетнюю путану. Недавно я вернулась из Германии, восхищена тем. Какой ассортимент в магазинах. Там есть экспертиза, и нет плохих игрушек. Мы ходили и радовались. Все игрушки в магазинах и экологически, и психологически чистые. И ни «Барби» вы там не найдете, ни каких-то там целлулоидовых роботов. Только отборные игрушки. Подобная экспертиза есть в Скандинавии, в отдельных магазинах во Франции. В России в Центр игры и игрушки обращений немного – в основном от производителей или распространителей, товар которых на самом деле достоин знака качества «Детские психологи рекомендуют», который они и получают после экспертизы. Большинство же участников этого рынка продолжают дальше действовать по принципу: качество не важно, лишь бы купили.
Непростой выбор
Маленькому человечку не объяснишь, что та или иная игрушка повлияет на его психическое развитие и будущую жизнь. Как же справиться родителям с бесчисленными «хочу» своего ребенка? Во-первых, покупать игрушки лучше без ребенка.
Может, это странный совет, но ведь даже у взрослого разбегаются глаза, когда мы видим десятки всяких кукол. И выбрать из них хорошую очень даже не просто.
Надо взять в руки, посмотреть – не кричит ли, не отваливаются ли руки-ноги. А ребенка при виде этого изобилия просто парализует, он узнает какую-нибудь игрушку, которую видел по телевизору или в руках у товарища, и сразу ее хочет. Но это вовсе не значит, что она ему нужна, что он будет с ней играть, и что она принесет какую-то пользу.
Вы выбрали время и пришли в магазин. Следующий этап – рассмотреть игрушку, понять, не несет ли она в себе какой-то опасности, проверить ее качество. Но самое главное – это понять, что с ней будет делать ребенок.
Надо подумать, насколько он может почувствовать свои возможности с этой игрушкой, результаты своих действий, какой опыт он приобретет через эту игру. Надо все это представить, самим попробовать даже.
Простой пример. Вы покупаете машинку для сына. Какую выбрать? Первая – однотонная, деревянная, с крутящимися колесами и кузовом. Вторая – яркая, пластмассовая, с крутящимися колесами, с поднимающимся краном.
– Обе машинки для детей 3-5 лет. – рассказывает воспитатель детского сада Людмила Алексеевна Гнездилова, – У первой можно поднимать кран, ездить, она специализированная – строительная. Но непонятно как с ней играть. А во второй можно возить кого и что угодно – кукол, кубики, любой груз. Она – настоящее транспортное средство для перевозки, можно кого угодно посадить и отвезти и на новую квартиру, и в другой город. А еще лучше, когда можно внутрь посадить шофера. К тому же, она очень приятная на вид, хорошо сделана и живая – как будто бы она персонаж.
Все эти тонкости и правила, а также, как играть с ребенком с максимальной для него пользой объснит любой педагог из детского сада, но вот беда: далеко не каждый родитель готов спросить или выслушать рекомендации педагога.
– Мы несколько раз пытались организовать бесплатные курсы для родителей, - говорит организатор женского клуба «У Натали» Наталья Трунова, - но они не приходят. Приходят два-три человека, да и то не постоянно. Времени нет, все заняты.
На недостаток времени жалуются все. Является ли это оправданием для современных родителей или наоборот еще рче дискредитирует их – время покажет. Но хотелось бы, чтоб хот бы выбирать подарки своим детям тщательно и с умом у родителей времени хватало. Потому что пока папа «занят» у телевизора, а мама – на кухне, единственный, кто всегда свободен дл вашего ребенка – его игрушечный друг. И то, какие истории он расскажет малышу своим обликом -накладывает отпечаток на будущее ребенка.