Современное общество развивается в направлении возрастающей интеллектуализации человека и человечества, что приводит в конце XX века к зависимости современной цивилизации от способностей личности, поэтому выявление и обучение способных, одарённых детей – одна из приоритетных задач в образовании.
В России накоплен значительный опыт работы с одарёнными детьми (олимпиады, турниры, научные общества учащихся, летние школы, лагеря, конференции, выставки, дифференцированное обучение в специализированных школах). Но исследование проблемы одарённости не завершено.
У термина «умственная одарённость» довольно много синонимов - «ум», «умственные способности», «интеллект», «интеллектуальные способности». У термина «способности» - свои синонимы: «обобщённые умения», «возможности», «потенции», «уровень развития» и т.п. В научном обиходе «умственная одарённость» служит для обозначения, по крайней мере 6 понятий.
Первое. Любой уровень умственных способностей данного человека независимо от места в диапазоне межиндивидуальных различий, причём этот уровень обусловливается главным образом врождёнными качествами нервной системы; эти качества фактически отождествляются со способностями.
Второе. Уровень умственных способностей, которым обладают наиболее развитые 2% людей; причём этот уровень приписывается в основном действию врождённых качеств.
Третье и четвёртое значения отличаются тем, что доминирующую роль в отношении уровня одарённости того или иного человека отводят культурно-педагогическим факторам (культурная среда, качество образования).
Наконец, пятое и шестое значения отличаются от предыдущих тем, что врождённые качества ума и нервной системы рассматриваются как задатки, на базе которых в зависимости от культурно-педагогических условий могут быть сформированы умственные способности (одарённость) разного уровня.
Таким образом, одарённые дети - дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.
Направления исследований проблемы одарённости в отечественной науке ХХ века.
В начале ХХ (1909-1917) и в первый послереволюционный период (1920-1936) исследования по проблеме одарённости велись в русле международных и европейских проектов.
Оригинальностью отличались работы Г.И. Россолимо. Он был представителем ассоциативной психологии и создал систему диагностики ряда психических функций. Наиболее яркие работы в области психологии способностей сделаны Б.М.Тепловым. Он предложил характеристику признаков способностей, которые стали основой для дальнейших исследований.
В большинстве работ одарённость связывается с проявлением умственного развития (Ю.З.Гильбух).
В.Д.Шадриков пришёл к выводу о том, что «способность» является психологической конкретизацией категории свойства. Способность он определил как свойство функциональных систем, реализующие отдельные психические функции. Исследователь вводит понятие общей одарённости.
Иную точку зрения на проблему одарённости предлагает естественнонаучный подход (А.В Брушлинский, Ю.А.Ермаков). Он направлен на выявление биологических оснований или факторов, способствующих формированию высоких умственных способностей.
Приблизительно 5% взрослого населения составляют люди, у которых ведущей является левая рука. Среди левшей много одарённых в вербальной сфере. Это объясняется тем, что речевые центры у них представлены симметрично в левом и правом полушарии. Совместная работа речевых центров выступает как условия возникновения особой одарённости.
Одно из направлений одарённости было связано с изучением взаимосвязи одарённости и душевной патологии.
В своей монографии «Гениальность и помешательство» Чезаре Ломброзо (1835-1909) впервые поставил вопрос о соотношении этих компонентов.
Таким образом, в отечественных исследованиях не существует единой точки зрения на проблему одарённости.
Методы исследования одарённости детей.
К настоящему времени сложились различные классификации методов диагностики одарённости. Б.Г.Ананьев выделяет четыре группы в зависимости от степени использования на различных этапах исследования.
Первая группа - организационные методы. С их помощью строится всё исследование и регулируется использование других методик. Сюда входят: сравнительный метод, лонгэтюдный ( длительное прослеживание хода психического развития ), комплексный, междисциплинарный.
Вторую группу составляют эмпирические методы. К ним можно отнести наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты и вопросники, интервью, беседы, социометрия), праксиметрические (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, различного рода оценки продуктов человеческой деятельности). Дополняют данную группу такие методы, как биографический (анализ фактов, дат, документации), методы моделирования (математические, кибернетические).
В третью группу входят методы анализа обработки данных (количественные, математико-статистические и качественные, выделение психологических типов, категорий).
Четвёртая группа методов направлена на теоретическое объяснение связей психических процессов и явлений и включает в себя различные варианты генетического (исторический, фило- онто-и социогенетический) и структурного методов.
Прежде чем искать пути, которые позволили бы найти и диагностировать одарённых людей, надо узнать, чему должен служить диагноз. Есть две основные задачи. Первая заключается в определении того, в чём выражаются способности ребёнка и как он их развивает в процессе учёбы. Вторая задача состоит в выявлении учащихся для дальнейшего развития способностей, которым необходимы дополнительные занятия, выходящие за рамки обычных. При этом речь идёт о тех учащихся, чьи способности в какой-то одной или нескольких областях развиты в большей степени, чем у их соучеников.
Основная задача диагностирования способностей состоит в выявлении таких личностей, которые обладают необходимыми задатками для достижения выдающихся результатов на определённом поприще.
Итак, выявление особых способностей требует знание биографии детей. При этом необходимо учитывать общую обстановку, окружающую ребёнка дома, в школе, в клубе, относиться с уважением к его занятиям тем делом, к которому у него есть способности.
Измерением умственной одарённости служит так называемый умственный возраст (УВ).
Все дети в своём физическом и умственном развитии проходят через одну и ту же последовательность постепенно усложняющихся этапов. Прежде чем научиться ходить, ребёнок должен вначале обрести способность «держать головку» и сидеть и т.д. Эту одинаковую последовательность разные дети осваивают с разной скоростью и, следовательно, приходят к очередному этапу в разном возрасте. Как известно, подавляющее большинство (около 65% детей) достигает этапа школьной зрелости к шестилетнему возрасту. Этот показатель и принимается за норматив школьной зрелости. Сопоставление УВ ребёнка с его хронологическим (паспортным) возрастом показывает, с каким темпом протекает умственное развитие: нормальным (соответствующим хронологическому возрасту), опережающим или замедленным.
Для выражения этого показателя используется так называемый коэффициент интеллектуальности (КИ). Этот вариант был разработан в Стандфордском университете Л.Терменом в 1916 г. Коэффициент интеллекта происходит от анг. «Intelligent quotient», или IQ. Средний уровень КИ принимается равным 100 баллам. Вычисляется он по формуле:
УВ
IQ = ¬------- х 100
ХВ
IQ – коэффициент интеллекта в баллах.
УВ – умственный возраст в месяцах.
ХВ – хронологический возраст в месяцах.
100 – константа, используемая с целью выражения IQ в целых числах.
Процентное распределение детей с различными интеллектуальными показателями
Различия в интеллекте по большей части (на 80%) связаны с наследственностью. Окружающей среде принадлежит вполне определённая, но относительно небольшая роль.
Чтобы предсказать хорошие творческие способности или даже гениальность, необходимо нечто большее, чем измерение интеллекта. Наличие высокого КИ необходимо, но явно недостаточно для гения, исключительно важны личностные и мотивационные факторы.
Таким образом, оценить или предсказать творческий гений средствами психологического тестирования невозможно.
Продолжение следует...