Тесты для диагностики творческой одарённости.
«Словесные ассоциации». Проверяются знание и применение слов-омонимов таких, например, как «коса», «мешать», «молния». Оценка выставляется как по общему количеству правильно названных значений, так и по числу редко употребляемых.
«Использование предметов». Нужно назвать как можно больше различных способов использования таких предметов как кирпич. пустая консервная банка, газета и т.д.
«Завершение сказок». Требуется придумать по три разных концовки к нескольким сказкам, фабула которых обрывается после кульминации.
«Конструирование математических задач» из представленных исходных данных. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов.
Методика «Скорость протекания мышления».
Цель: установить индивидуальные особенности скорости протекания мышления у школьников.
Ход выполнения. Учащимся предъявляют написанные на плакате или доске таблицы слов с пропущенными буквами.
Ученики по команде начинают писать полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные буквы. Педагог фиксирует время завершения работы каждым ребёнком.
Обработка полученных данных. Учитывают количество правильно написанных слов и затраченное время. Эти данные позволяют судить о скорости протекания мыслительного процесса и о его качестве у каждого ребёнка.
( По Л.М.Фридману)
Методика «Анаграммы»
Цель: выявление наличия или отсутствия у учащихся компонентов теоретического мышления – теоретического анализа.
Ход выполнения методики: учащимся предлагаются анаграммы слов, преобразованных путём перестановки входящих в них букв. Они должны по данным анаграммам найти исходные:
1. Лбко 4. Еравиш 7. Окамднри
2. Руан 5. Рекдет 8. Лкбуинак
3. Упкс 6. Жинри 9. Рбкадом
Обработка полученных данных.
Через несколько минут после начала работы становится ясно, что учащихся можно разделить на 2 группы. Одни пытаются построить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу они решают как новую. У этих школьников отсутствует теоретический анализ. Учащиеся второй группы обнаруживают, что все анаграммы построены по одному общему признаку, надо брать буквы парами и читать их справа налево.
Основные типы одарённости.
Общая (умственная), специальная – художественная, социальная, спортивная, техническая. Каждый из этих типов, а он соответствует понятию группы способностей, включает в себя ряд видов. А каждый из видов, в свою очередь, может рассматриваться в качестве специальной способности. Так, умственные способности делятся по предметному признаку на физико-математические, способности к изучению гуманитарных предметов и т.д.
Техническая одарённость включает 2 основных вида: инженерную (конструкторско-изобретательская, технологическая и т.д.) и одарённость к техническому мастерству.
Художественная одарённость подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т.д.
Социальная одарённость включает в себя способности к правовой деятельности, педагогические способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни.
Особенности в поведении одарённых личностей, привлекающие внимание педагогов:
1. Одарённые дети, как правило, очень активны, всегда чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причём часто делами, которые не относятся непосредственно к занятию. При поверхностном рассмотрении кажется, что активности этих детей не хватает на все предметы. Им необходимо особое внимание, чтобы развивать их дарование в определённом направлении, не заставляя их перенапрягаться и не позволяя чувству неудовлетворённости помешать их стремлению заниматься тем, к чему они расположены.
2. Одарённые дети настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Этим они могут «действовать на нервы» педагогу, потому что хотят знать всё более подробно и требуют дополнительной информации. Минимум, что можно сделать для удовлетворения этой повышенной потребности в информации, это указать дополнительную литературу.
3. Они хотят учиться и добиваться настоящих успехов. Учёба доставляет им удовольствие, и они приобретают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.
4. Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой.
5. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.
6. Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них.
7. Занятие особенно интересно для них тогда. когда используется исследовательский метод.
8. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
9. В сравнении со своими сверстниками они лучше умеют раскрывать отношения между явлением и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.
10. Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени.
Признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но не гарантируют это.
К ним относятся:
• интерес к умственной деятельности;
• компетентность, не свойственная возрасту;
• поиск причин, объяснений, поводов;
• пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
• разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
• обдуманные и обширные знания;
• хорошая память;
• богатая фантазия, воображение, изобретательность;
• пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания к имеющим сложные правила;
• умение самостоятельно играть, работать;
• хорошее владение языком;
• обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;
• терпение, проявляемое в учёбе и в занятиях своими увлечениями;
• изучение самых разнообразных книг;
• глубокая заинтересованность в научном подходе к проблеме, в новых достижениях и развитии науки;
• увлечённость, мировоззренческие интересы;
• развитое чувство справедливости;
• собирательство (коллекционирование), проведение экспериментов в домашних условиях;
• чувство юмора, с детства повышенный интерес к юмористическим рисункам, которые они понимают лучше, чем их товарищи;
• в большинстве случаев повышенное чувство ответственности по сравнению с другими, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств;
• большая работоспособность и стремление работать как можно больше, преждевременное овладение в ходе домашних занятий материалом.
Воспитание способностей.
1. Надо исходить из уже проявленных ребёнком способностей. Выявление предположительно имеющихся способностей возможно сегодня лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, т.е. уже заметен достигнутый уровень развития. Учёт проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того чтобы направить его дарование в соответствующее русло.
2. Максимально использовать золотой ключик- интерес. Но одного интереса недостаточно, личность должна отождествлять себя с поставленной перед ней целью. Интерес подготовит почву и придаст деятельности простор и направление.
3. Для достижения больших успехов необходима мотивация. Цель каждого действия, развивающего или стимулирующего способности, должна состоять в развитии личности, способной добиться в определённой области необычайных успехов и готовой предпринять для этого необходимые усилия.
4. Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.
5. Осторожно направлять процесс развития способностей.
6. Организовать и направлять развитие способностей как вид деятельности. Важно, чтобы ребёнок в соответствии со своим возрастом постоянно бы занимался чем-либо и приобретал бы при этом разнообразные навыки.
Для работы с одарёнными детьми кроме специальных знаний необходимы такт, терпение и особая деликатность. Точность оценки способностей ребёнка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и педагоги.
Анкета для родителей.
Одарённый ребёнок:
• уже в раннем детстве деятелен и энергичен;
• вскоре после рождения фиксирует свой взгляд на людях и предметах;
• рано начинает воспринимать движения и шумы;
• в возрасте нескольких недель улыбкой реагирует на окружающий мир;
• устанавливает контакт с окружением значительно скорее, чем другие дети его возраста;
• быстро развивается физически (начинает поворачиваться на бок, ходить и садиться раньше сверстников);
• мало спит для своего возраста;
• начинает рано говорить членораздельно (некоторые одарённые дети в течение довольно длительного времени накапливает пассивный запас слов, который затем быстро активизирует);
• пользуется довольно большим лексиконом, причём употребляет слова и выражения, которые обычно ещё не знает ребёнок его возраста;
• легко запоминает стихи, песни; помнит события, о которых его родители могли уже забыть;
• очень любознателен и постоянно надоедает родителям своими бесконечными «почему»;
• старается узнать, как работают бытовые приборы или какое-нибудь устройство, заинтересовавшее его;
• неожиданно начинает задумываться над такими отвлечёнными понятиями, как, например, Бог;
• понимает необходимость соблюдения определённых правил и норм;
• раздражается, если ответы на его вопросы не удовлетворяют его;
• всё новое схватывает на лету; ему не требуется повторений и подробных разъяснений;
• уже до школы хорошо читает, причём учится чтению легко, без серьёзной помощи со стороны; любит рассматривать карты и атласы, заглядывать в справочные пособия;
• сравнивая предметы и явления, пытается установить их сходство и различие;
• может мыслить логически, дать короткий и точный ответ; любит мечтать, удивляет близких ему людей оригинальностью идей, предложений, планов и решений;
• обладает ярко выраженным чувством юмора;
• рано пытается быть самостоятельным, старается сам одеваться, умываться, застёгивает пуговицы, молнии и т. д.;
• в некоторых случаях пытается проявить полную независимость. например, при посещении друзей, в поисках необходимой информации;
• выполняет без желания или вообще не выполняет работы, требующие только механических навыков;
• предпочитает игры, успех в которых зависит не от счастливого случая, а от способности выполнить какие-то несложные комбинации, например, что-то правильно расположить, систематизировать, распределить;
• при конструировании и моделировании обнаруживает навыки и умения, не свойственные детям его возраста;
• может в течение длительного времени сосредоточенно заниматься чем-либо, что представляет для него особый интерес;
• ставит себе задачи и полностью отдаётся поискам их решений; старается каждое дело довести до конца;
• занимаясь коллекционированием, стремится узнать что-то новое о собираемых предметах;
• восприимчив ко всему прекрасному - музыке, живописи и т.д.;
• его чувства, мысли, настроения особенно ярко выражаются в различных видах творческой деятельности: раскрашивание, моделирование, при выполнении танца или роли в пьесе;
• с раннего возраста начинает различать где «право», где «лево»;
• знает и называет формы предметов;
• рано начинает сравнивать предметы, пытаясь самостоятельно установить, какой из них больше и какой меньше, длиннее и короче, выше и ниже;
• обладает чувством места, умеет ориентироваться;
• считает до 20 и дальше;
• решает простые и арифметические задачи;
• обращаясь к старшим детям или ко взрослым, старается достичь взаимопонимания.
Анкета для педагогов.
Одарённый ребёнок:
• обладает довольно большим запасом знаний общего характера, охотно учится;
• быстро схватывает существо вопроса;
• с удовольствием занимается различными видами творческой деятельности; процесс его обучения идёт быстрыми темпами;
• свою работу выполняет самостоятельно, предпочитает индивидуальные виды деятельности;
• значительно опережает сверстников по количеству умений и навыков и общему развитию;
• обнаруживает явные задатки лидера, старается быть руководителем;
• отличается широтой и разносторонностью интересов;
• может мыслить абстрактно, ставит себе задачу и после тщательного анализа ищет пути её решения;
• мыслит творчески; находчив и изобретателен, предлагает новые идеи и нестандартные варианты решений;
• впечатлителен и артистичен;
• очень деятелен и энергичен, стремится практически реализовать свои планы, идеи, проекты;
• может владеть техникой игры на музыкальных инструментах, быть искусным рисовальщиком, иметь артистические склонности;
• хорошо владеет речью, имеет большой словарный запас, фразы строит правильно и быстро выразительно читает;
• много читает не по принуждению, а по собственной инициативе, предпочитает книги для взрослых , даже если они трудны для понимания;
• может долго и сосредоточенно работать над решением какой-нибудь интересной проблемы;
• быстро решает математические задачи;
• старается быстро схватить существо вопроса и сделать общие выводы;
• стремится упорядочить слова, числа и т.д., свести их в единую систему;
• при ответе на вопрос учитывает степень его важности;
• обладает гибким мышлением;
• проявляет интерес к технике и обнаруживает не свойственные для своего возраста навыки и умения при конструировании;
• во время спортивных игр быстро двигается, умеет координировать свои движения;
• чем-то глубоко заинтересовавшись, пытается понять суть вопроса, обосновать его, найти логическое решение, дать разумный ответ;
• имеет критическую «жилку», обнаруживает способность к совершенствованию;
• может разумно высказываться по широкому кругу вопросов.
Таким образом, одарённый ребёнок способен мыслить логически, может анализировать и делать выводы, его отличает основательность, стройность и гибкость мышления.
При оценке интеллектуального потенциала ребёнка необходимо учитывать и влияние тех факторов, которые могут сдерживать развитие его способностей. Педагог должен знать:
не вырос ли учащийся в иноязычной среде;
испытывает ли его семья материальные трудности;
не находится ли ребёнок под психическим давлением (смерть близкого, развод родителей);
есть ли у него проблемы со здоровьем;
не мешает ли ему что-нибудь учиться;
не испытывает ли он страха при выполнении ответственного задания;
вступил или нет он в пору полового созревания.
Литература.
1. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников.- М.: АСАДЕМА. 2000
2. Савенков А.И. Детская одарённость, развитие средствами искусства.- М., 1999
3. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М.:Знание,1991
4. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай коэффициент интеллекта своего ребёнка.- М.: Когитоцентр, 1998
5. Мелхорн Н.Г. , Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются.-М.:Просвещение,1989
6. Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности.- М.:Крон-Пресс,1998
7. Клименко В.Н. Психологические тесты таланта.- Харьков: Кристалл, 1996
8. Доровской А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997
9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одарённость: дар или испытание. - М., 1990
10. Ибуку Мисару. После трёх уже поздно.- М.: Знание, 1992
11. Мисливец Н.А. Одарённость: виды, проявления, диагностика.- Белгород, 1999
12. Лихачёв Б.Т. Педагогика.- М.: Прометей, 1993