Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворить культурные потребности своих членов , успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально- эстетической жизнью.
Отношения родителей и детей характеризуется сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, в их отношениях имеет место амбивалентность. Это двойственность выражается, например, в том что, с одной стороны, родители должны позаботиться о ребенке, а с другой- научить его заботиться о себе самом . Взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления.
Отношения родителей и детей можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними.
В психолого-педагогической литературе понятие «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогический противоречивый и неблагоприятный для воспитания.
Благоприятный для воспитания уклад семейной жизни характеризуется положительной направленностью духовной жизни семьи, благоприятной
нравственной и трудовой атмосферой, положительным примером родителей в труде, доверительными отношениями между взрослыми и детьми.
Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия воспитания, а и включенность детей в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности и видении ребенка.
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей перейти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности и ведении ребенка.
Гармоничные отношения родителей и детей способствуют развитию ребенка и обеспечивают достижение целей его воспитания . Гармонизация отношений - формирование положительных, доверительных и уважительных отношений между родителями и детьми.