Кажется, совсем недавно наши дети пришли в детский сад. Они плакали по утрам при расставании с мамами, забывали проситься на горшок, не умели мыть руки и вытирать нос, не умели держать ложку. Кажется, всё это было вчера, а сегодня мы готовимся к выпускному балу. Дети учат песни, а на глазах слёзы, они начинают понимать, что скоро уйдут из детского сада навсегда. Мы очень волнуемся за них. Как их встретит школа? Найдут ли они себе друзей? Как скоро привыкнут к учителям и школьному режиму? Смогут ли применить в школе все свои знания и умения, полученные в детском саду? Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появилось к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства наших детей. Оно связано с тем, что дети начали осознавать свое положение дошкольника как соответствующее их возросшим возможностям, перестали удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает им игра. Они психологически переросли игру, и положение школьника выступает для них как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительной группе детского сада, показали, что дети, стремятся пойти в школу. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы. Дети хотя учиться в школе, узнавать, что то новое для себя.
Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партами, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом. Интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление детей изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности к школе — достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказался различным, но типичной чертой, отличающей наших шестилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает детям возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в I класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Что касается произвольности познавательной деятельности, то она хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигла полного развития: некоторым детям нашей группы трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал. Надеемся, обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество — степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений. Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний. Наши дети овладели представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребятам перейти в школе к усвоению научных знаний. В итоге дошкольного обучения дети познакомились с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начали их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий — дело будущего.
Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися собственно к школьным, — грамотой, счетом, решением арифметических задач. Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем дети нашей группы, поступающие в I класс, умеют читать, все дети владеют прямым и обратным счётом в пределах 20, умеют решать задачи. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи, о количественных соотношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий. Навык чтения повышает уровень готовности ребят к школе, так как он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова.
Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов. Общее положительное отношение к школе и к учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи.
Уровень развития познавательной деятельности достигнутый детьми к концу дошкольного возраста достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью и определенные качества восприятия и мышления детей. Ребята, поступающие в школу, умеют планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.
Большое значение имеет ориентировка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направления пространства.
Обучение в школе, систематическое усвоение знаний предъявляют высокие требования к мышлению ребенка. Дети нашей группы умеют выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивают их, видят сходное и отличное; они научились рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи — ребята овладели умением связно, последовательно, понятно для окружающих описывать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правило.
Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников. Мы готовились к школе пять лет и надеемся, что наши дети справятся со всеми трудностями. Они ещё долго будут приходить в детский сад после уроков, рассказывать о своих успехах и победах, вспоминать, как было в детском саду и сожалеть о том, что в школе нет тихого часа. Это будет осенью, а совсем скоро мы им скажем: «В добрый час наши взрослые малыши».