Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые задания.
Четко определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений у дошкольников довольно трудно. Одни дети более развиты в этом смысле. Другие менее. Кто-то в 3 года не способен воспринимать что-либо сложнее «Теремка», а кому – то уже по силам сказки Г.-Х. Андерсена. Однако для каждой возрастной группы дошкольников необходимо определить примерный круг чтения. Существуют рекомендательные списки литературы для различных возрастов.
От 1 года до 2 (2,5) лет
Для детей этого возраста оптимально пойдут потешки, пальчиковые игры, стихотворения из одного-двух четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражание, повторы. Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса. Обычно малыши любят слушать одну и туже сказку или стишок по много раз и непроизвольно выучивая их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие.
Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте варианты сказок со счастливым финалом.
От 2,5 до 4 – х лет.
В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В. Суте-ева, С. Маршака, К. Чуковскоко, А. Барто, с народными сказками, постепенно расширяя круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и
зарубежной литературы для детей. Сказки и истории должны становится длиннее, содержать больше персонажей и событий. Но по – прежнему важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Чтение сказок, подобных «Красной Шапочке», где кто-то кого-то съедает или где действуют страшные ведьмы и чудовища, лучше отложить до старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Если ребенок любит книжки, и вы ему много читаете, можно переходить к более крупным произведениям и в 4 года. Для этого подойдут оптимально рассказы В. Осеевой, повести А. Линдгрен о Малыше и Карлсоне, об Эмиле Леннеберге, о Пеппи Длинный чулок; повести Т. Яссон о муми-троллях; забавные сказки Т. Александровой о домовенке Кузе, А. А. Милна о Винни-Пухе и многие другие.
От 5 до 7 лет
Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это рассказы и повести о животных. Волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах. Но в большинстве своем это произведения для детей, которые приучены слушать и читать книжки. «Телевизионно – компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории, они не в состоянии сосредоточится на тексте. Не видя перед собой «движущихся картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам будет сложно справляться со школьной программой.