Диагностика “Синдрома Аспергера” достаточно сложна. Из литературы можно выявить общий перечень симптомов и проявлений, пункты которого указаны ниже вне порядка их значимости:
Как правило, люди, подверженные синдрому, способны бегло говорить к пяти годам. Однако содержание речи может быть достаточно странным, педантичным или стереотипным.
Люди, подверженные синдрому обычно имеют проблемы с невербальным общением: слабовыраженная мимика, монотонность голоса или, возможно, неадекватная жестикуляция.
При общении людьми, подверженных синдрому Аспергера, могут не проявлять своего участия, сочувствия, им трудно быть инициаторами общения, и поэтому они довольно часто чувствуют себя “исключенными” из личных взаимоотношений. Понимание этого становится все более очевидным для них, когда они становятся взрослыми.
Создаётся впечатление, что у людей с синдромом Аспергера существует недостаток здравого смысла. То есть они могут изучать, узнавать какие-то факты, но, кажется, что эти знания остаются фрагментарными, они не могут сопоставить знания с жизненным опытом.
Такие люди, чаще всего получают удовольствие от знакомых им, повторяющихся видов деятельности и могут быть негативно настроены к переменам.
Люди, подверженные синдрому Аспергера часто могут фанатично увлечься какой- либо идеей, задаться целью. Более того, они обладают отличной механической памятью.
Моторно-двигательная система часто нарушена. Для них характерна неуклюжая походка и необычная осанка. Люди с синдромом Аспергера часто неловки в движениях, и их речь звучит достаточно непривычно, странно.
Неестественное звучание их речи и странная жестикуляции часто воспринимается посторонними людьми как холодность и педантизм. Для людей с этим синдромом характерно отсутствие чувства юмора.
Чувствительность может быть как очень слабая, притуплённая, так и острая, сильная.
Люди с синдромом Аспергера обычно получают нормальный результат при прохождении IQ теста (общий процент исследования).Этот список симптомов не является исчерпывающим, и не обязательно, что все из них будут проявляться при проявлении синдрома. Особенно трудно выявить синдром Аспергера у ребёнка в раннем детстве, но как только ребёнок достигает юношеского возраста, могут обнаруживаться следующие симптомы:
Отсутствие отставания в развитие речи (однако, как указано выше, иногда проявляется странная форма использования речи).
Нарушение моторно-двигательной системы (напр., дети с синдромом Аспергера уже могут хорошо говорить, прежде чем они начинают ходить). Они также могут быть неуклюжими, неловкими.
Подверженные синдрому Аспергера обладают особенными способностями (напр., способность запоминать списки, и т.д.).
Могут быть увлечена, порой до фанатизма, странными занятиями, интересами (часто собиранием различных вещей, таких как пакетов от чипсов, запоминанием номеров машин).
Синдром Аспергера обычно легче определить, когда ребёнок становится взрослым. Такой человек начинает ощущать себя по-другому (особенно это касается двусторонних личностных отношений), что может вызывать особые сложности в управлении чувствами, связанными с периодом полового созревания. Такое время может быть особенно сложным для всей семьи. Когда подростки с синдромом Аспергера становятся взрослыми, идиосинкразическая, эгоцентрическая грубоватость и, в то же время, ранимость, связанная с синдромом, часто приводит к сложностям в межличностных отношениях, как в жизни, так и на работе. Впоследствии это может привести к потребности обратиться к психиатру.
Синдром Аспергера часто рассматривают как аутизм без языковых и когнитивных отклонений, делая акцент на проблеме социализации личности. Я не оправдываю эту точку зрения, поскольку данные отклонения очень часто характерны для синдрома Аспергера.
Симптомы синдрома также схожи с нарушениями при повреждении передней части головного мозга. В связи с этим, можно предположить, что у людей с синдромом Аспергера имеются нарушения познавательной функции мозга.
Известные факты о синдроме Аспергера:
Синдром Аспергера чаще бывает у мальчиков, чем у девочек (примерно в соотношении 4:1).
Синдром Аспергера, как предполагается, часто случается в семьях, когда один из членов семьи, был подвержен аутизму (но это спорный вопрос).
При нарушении передней части головного мозга (или исполнительная дисфункция) могут обнаруживаться симптомы, многие из которых свойственны синдрому Аспергера.
Определённые исследования показали, что:
Преобладающее большинство с синдромом Аспергера имеют такие же симптомы, как и их родители (57%).
Неловкость, неуклюжесть моторно-двигательной системы встречается очень часто (83%).
Синдром Аспергера чаще приводит к психиатрическим проблемам, таким как психоз, чем стандартный (стереотипный) аутизм.
Люди с синдромом Аспергера могут иметь хорошо развитую мировоззренческую систему (представление о чувствах, мыслях других, различные мнения и суждения). Однако она может формироваться позже, чем у других детей и, как следствие этого, бывает достаточно странной, нетипичной.
Синдром Аспергера—есть ли надежда?
Некоторые люди с синдромом Аспергера могут, в какой-то степени, научиться компенсировать свои отклонения. Многие могут научиться поддерживать постоянное общение вместо того, чтобы оставаться достаточно отчуждёнными и эгоцентричными. Многим удаётся работать, хотя некоторые всё-таки не могут. Некоторые люди с синдромом Аспергера достигают большого успеха и хорошо адаптируются к современному миру, особенно если эти люди направляют свои интересы, которыми увлечены до фанатизма, в нужное русло (например, компьютерное программирование или математика). В сущности, степень отклонения зависит от индивидуальных особенностей, характера и мотивации личности. Но как мы можем помочь?
Помощь людям с синдромом Аспергера
Вот несколько самых основных способов и стратегий, предложенных в качестве помощи для жизни, работы, социального взаимодействия с человеком, подверженным синдрому Аспергера. Эти стратегии ни в коей мере не применимы ко всем людям с синдромом, также как они и не являются исчерпывающими, а только представляют некоторые основные, общепринятые предложения:
Постарайтесь не быть двусмысленными, когда говорите с человеком, подверженному синдрому Аспергера. Ясность и определенность облегчают понимание того, что было сказано и как это относится к нему (напр., что вы просите сделать конкретно, что вы от него ожидаете). Разговор следует разделить на короткие, организованные части и спрашивать, понял ли человек определенную часть сказанного. Визуальная помощь: записи, фотографии или просто рисунки карандашом — могут быть полезными в разговоре.
Начните разговор первым, тем самым, помогая человеку с синдромом Аспергера справиться со своими трудностями в социальном общении. Позвольте ему говорить о своих интересах, увлечениях, что является способом преодолеть возможные барьеры в коммуникации.
Не раздражайтесь, когда такие люди неловки, неуклюжи. Помните, что нарушения моторно-двигательной системы очень часто характерны для них.
Принимайте во внимание тот факт, что человек с синдромом Аспергера не всегда способен уловить ваше настроение, намерение или мнение путем невербального общения (напр., пожатие плечами или изменение мимики).
Помните, что человек, подверженный синдрому Аспергера не холоден или бесчувственен, просто ему трудно понимать и, в тоже время, выражать свои эмоции.
Люди с синдромом Аспергера очень часто, чувствуя некую изоляцию, страдают от депрессии и волнений, обусловленных таким состоянием.
Людям с синдромом Аспергера нравятся повторяющиеся, знакомые им занятия, т.к. они чувствуют себя надежно и уверенно, в состоянии справиться с ними. Эти занятия только тогда становятся беспокоящей проблемой, когда глубоко затрагивают другие сферы жизни этих людей.
Люди, подверженные этому синдрому иногда очень чувствительны к громким голосам и яркому свету, поэтому они могут быть напуганы громким звуком в их окружении, например как ночной клуб или парк аттракционов.
Люди с синдромом Аспергера часто нерешительны к переменам. Те перемены, которые так или иначе должны произойти (напр., переезд в новый дом), должны быть подготовлены с особой заботой и преподнесены очень осторожно. В таких ситуациях человеку с синдромом нужно уделять как можно больше внимания или, в тех же случаях, наоборот — как можно меньше. Это зависит от отдельной личности.
Люди с синдромом Аспергера – это люди. С поддержкой и вниманием со стороны других людей они могут достичь многого и невероятно измениться. Некоторые с таким диагнозом достигли невероятных высот в сфере математики, компьютеров и музыки.
Источник: Детская психиатрия и психология