Рефлексия? А что это такое?
Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление».
Рефлексия является одним из условий воспитывающей деятельности.
Рефлексивность, как личностное качество, стимулирует потребность ребенка в самовоспитании, самосознании и тесно связана с развитием творческих способностей ребенка.
Один из путей формирования рефлексии – это анализ динамики своего восприятия окружающего мира. Воспитатель пытается поставить ребенка в ситуацию, когда он должен осознавать свое собственное «Я», искать средства выразить себя. Чтобы «разговаривать» ребенок использует различные игровые приемы.
Например, сегодня в группу заглянул инопланетянин. Какими он нас увидел? (рисуется фигурка или используется динамическая кукла).какими были наши лица? Выражение лица?
Воспитатель работает в позиции «здесь и сейчас». Любая ситуация, действие ребенка, разговор может послужить поводом для того, чтобы подвести ребенка к пониманию того, что нового он узнал в данной ситуации о себе.
Речь идет не о самооценке, хотя она присутствует, а о познании самого себя, чем отличаюсь от других.
Рефлексивный круг общения – одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным. Доброжелательность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей. Эти два понятия отражают направленность научить ребенка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними.
В детском саду у некоторых детей очень тяжело проходит адаптационный период, который длится 3-4 месяца, а иногда больше. Дети долго привыкают друг к другу, возникают разногласия в общении. С целью сплочения коллектива в детском саду проводят рефлексивный круг. Каждый день начинается с круга общения. Этот круг дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь.
Круг общения помогает узнать, с каким настроением пришел ребенок в детский сад, а ребенку настроиться на дальнейшие игры и общение. Например, «Завяжи бантик солнышку». Дети завязывают солнышку бантик в соответствии с настроением, а настроение отражается в цвете. Красный - веселое настроение, зеленый – ленивый, синий – беспокойное, черный – грустное. Общение обязательно завершается на развитие творческих способностей. В конце дня пребывания ребенка в детском саду круг общения помогает узнать с каким настроением дети уходят домой.
Детям очень нравится общаться и играть вместе. Они с нетерпением ждут следующего дня и с радостью приходят в детский сад. Таким образом, адаптационный период проходит незаметно для детей.
Есть несколько видов рефлексивных кругов: «Что такое радость?» - умение понимать эмоциональное состояние другого человека; «Мир моих фантазий» - развитие воображения; «Я глазами других» - развитие уверенности и др.
Рефлективный круг «Я глазами других».
Цель: дать детям представление об индивидуальности, развивать уверенность в себе.
Материал: коврик, камешек.
Содержание: дети сидят на ковре в кругу. Воспитатель показывает волшебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу. Со словами «Я дарю тебе камешек, потому что ты…».
Итог: при помощи камешка вы много сказали другу доброго и хорошего.