В психологическом развитии ребенка существует пять этапов.
Психическое развития ребенка в период младенчества (Этап первый. От 0 до 6 месяцев.)
Ребенок, появившийся на свет – существо с другой планеты. Если перевести его мысли, в этом возрасте, то примерно они будут звучать так.
Кто меня накормит?
Какие хорошие люди. Пусть они останутся!
Что это блестящее там?
Бессмысленно пытаться что-то требовать от малыша. Мы маленькие волшебник для него, помогаем расти и делать первые шаги в этом мире, заменяем ему мысли, руки ноги, чувства, желания. Ребенок интуитивно понимает, что начав кричать, он привлекает к себе внимание, таким образом, может поделиться своими желаниями. Уделяйте больше времени ребенку: улыбайтесь, гладьте, массируйте его, разговаривайте с ним – это сделает ребенка счастливым и сообразительным, улучшит аппетит и определит еще массу полезнейших свойств на начальном этапе жизни.
Развития ребенка в период раннего детства
(Этап второй. От 6 до 18 месяцев.)
Возраст, когда ребенок пытается познать этот мир при помощи ощущений, осязаний. Мы же, родители, все чаще раздражаемся по этому поводу, зачастую эмоции переполняют нас, терпение наше выходит за рамки предела и мы, можем натворить глупостей, о которых потом сами же начинаем жалеть.
Если мы хотим сберечь силы и энергию, то должны сделать так, чтобы детям было комфортно и удобно. Убрать повыше стереосистему, хрупкие и бьющиеся предметы, ценные вещи, и пусть ваш ребенок гуляет свободно. Пусть даже это создаст некоторые неудобства и дискомфорт для нас самих. Но вспомним, что мы живем для наших детей, а не для вещей, которые нас окружают.
Не говорите ребенку: не мешай, тихо и т.п.; у ребенка мышцы сфинктера еще слабо развиты и поэтому он не может контролировать себя.
Усиленное внимание к ребенку выводит из физического равновесия и нас, поэтому родителям очень необходим отдых, для психологической разгрузки и восстановления физических сил. Пусть папа посидит с ребенком, а мама займется чем-то отвлекающим: сходит к подруге, в кино, пройдется по магазинам.
Возрастные колебания от 18 месяцев до 3-х лет.
Пришло время, как говорится «включить голову». Ребенок начинает мыслить. Потихоньку начинайте объяснять ему, как устроен мир.
Этому периоду присуща частая раздражительность ребенка, поэтому поставьте для него четкие границы. Ребенок будет пытаться обойти их, схитрить, но мы должны стоять твердо. Никаких поблажек. В это время ребенок изменчив. То он желает быть самостоятельным, а то хочет, чтобы его любили и заботились о нем. Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.
Психического развития ребенка в период дошкольного возраста.
(Третий этап. От 3-х до 7-ти лет.)
Если до этого дети довольствовались соседству с другими детьми, то теперь они переходят с ними в контакт. Они начинают понимать этот мир вместе. Ну и конечно им на помощь приходят родители, которые устают отвечать на бесконечные вопросы: как, зачем, почему, когда и так далее. Данный этап – закладка фундамента будущего интеллектуального развития ребенка. Развитие богатой фантазии в данном периоде также необходимо контролировать. Основное ограничение – не переборщить. Должна быть, и ребенок должен это понимать, четкая грань между фантазией и реальностью. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.
Психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
(Четвертый этап. От 7-ти до 12-ти лет.)
Порою, мы сами удивляемся. Как наши дети все успевают? Школа. Кружки. Секции. Друзья. Кафе. Интернет, масса общения со своими сверстниками и потоки информации. Ответ кроется в познании ребенком внешнего мира, понятие его принципов, устройства, нахождении ответов на многие возникающие перед ними вопросы.
Будьте жестки в своих жизненных позициях, но и в тоже время более уступчивы в некоторых вопросах. Постарайтесь вести больше эмоциональных бесед – это научит ребенка понимать внутренний мир других людей. Но не переборщите с эмоциями, будьте внимательны к себе. Даже самое негативное раздражение, при правильном подходе, всегда можно обратить в веселый спор. Будьте более гибкими и дипломатичными.
Психического развития ребенка в пубертатный период.
(Этап пятый. От 12-ти до 16-ти лет.)
Один из самых сложных этапов. Нельзя детей этого возраста называют трудными. Они совершают поступки, стараясь подражать взрослым, готовя себя к жизни в самостоятельном большом мире, вдали от родительского дома. Дети, которые нам порой кажутся совсем домашними, на самом деле в своих мыслях, интересах находятся далеко от дома и родителей.
В этот период можно немного передохнуть и ограничить внимание к детям. Им, нужна свобода, и им надо дать её. Многие родители даже в этот период бояться оторвать от себя своих детей и привязываются к ним с возрастом все больше и больше, находя в них для себя друзей, тем самым отказываясь от друзей настоящих.
Но и дети могут иногда ревновать к вашим друзьям, если вы проводите больше времени с ними, чем с ребенком. Поэтому, не злоупотребляйте общением с друзьями. Во всем нужна умеренность и общение не исключение.
Одна из важнейших проблем этого периода – сексуальность. Постарайтесь объяснить своим детям, что это здоровое и обычное проявление, а не постыдное и неприличное. Контроль должен быть, но не в открытой форме и уж конечно не в тайной. Незатейливый, косвенный, но контроль. Не старайтесь удержать детей любой ценой. Это только нанесет вред их развитию. Поверьте, «правильная» свобода, в конечном итоге, принесет свои, положительные результаты. Ну, а если ребенок захочет остаться с вами, не отталкивайте его, ведь каждый человек неповторим и этот выбор будет только его выбором, его желанием.
Однако, следует учитывать, что возрастные этапы психического развития примерны и, как правило, переход от одного периода к другому, знаменуется возрастными кризисами развития. Кризис представляет собой «сбой» в психическом развитии личности, когда ребенок испытывает дискомфорт от своего прошлого общения с окружающим миром с высоты вновь приобретенных знаний и умений, то есть происходит некое несоответствие действительности и переоценка ценностей.
Во взрослении детей выделяют около 5 кризисов взросления. Очень заметен переходный возраст, а также кризис 7-ми и 3-х лет. У многих деток переход от одного периода к другому протекает без каких-либо изменений в поведении, но это не значит, что развития личности не происходит просто оно проходит в легкой, мягкой форме. Такое совершенствование личности наиболее комфортно как для самого ребенка, так и для его родителей. В случае с очень жестким и неоднозначным поведением также не стоит переживать и отчаиваться, ведь это свидетельствует о нормальном и правильном развитии психики. В любом случае от родителей требуется внимание, забота, понимание и поддержка своего ребенка в столь нелегкий период его жизни.
Итак, возможно, эти советы на разных этапах развития ребенка помогут вам в воспитании ваших детей! Удачи!!!
Источники:
1. Е.Б.Усова. Возрастная психология.- Минск.: Изд-во МИУ,2010г.
2. www.rebenok.сom Раннее развитие . Библиотека статей.