Трудно быть мужчиной. Мужчина за все в ответе за семью, за дом, за Родину.
Трудно быть мальчиком: хочется быть за все в ответе, быть защитником и заступаться. То сделаешь не так, это не так. Все время тебя поправляют, ругают и обижают. Говорят, "Мал еще, это не твое дело, не дорос". Или: "Вот вырастешь — будешь самостоятельным. А пока ты — никто и будь послушным".
Главное — "будь послушным", "делай, что велят". А все мальчики знают: будешь всех слушать — таким и вырастешь, и никто не будет тебя уважать.
Они ведь мудры, мальчики. Они не спорят со взрослыми. «Они думают: «Не хотите, чтобы мы дрались», - считайте, что мы тоже осуждаем драчунов. Ну что с вами спорить..."
Мальчики — это защитники и заступники. Каждый из них защищает свое (дом, друзей, Родину), каждый готов заступиться за чужое (незнакомая девочка, пожилая женщина).
Один мальчик, сын врача, попал однажды в трудную ситуацию. Соседний парень, намного старше и сильнее, отец которого часто выпивал, стал его задирать:
"Мой папа сильнее твоего, он твоего отца может запросто побить!" Как такое снести? А как защитить отца?
Мальчик не стал драться, он сказал: "А мой папа твоего может вылечить".
Мальчики — не герои. Им страшно, когда их ругают, унижают. Хвалите мальчика каждый раз, когда он кого-то защитил, за кого-то заступился.
Кто не радуется, когда встречает повзрослевших мальчиков, которые говорят: "Сколько я могу тянуть деньги с родителей? Я пойду работать и сам себя буду кормить". Это редкость, мальчик - кормилец, мужчина кормилец вырос - повезло жене, детям, стране.
Мальчики — заступники, защитники, кормильцы. Хвалите их.
Есть племя, где мужчины добродушны, а женщины воинственны. Значит может быть и так?
По мнению некоторых ученых, в будущем социальные роли мужчины и женщины станут совершенно одинаковы.
Но мы считаем: девочка - не мальчик, а мальчик - не девочка. Девочка приходит в мир для добра. Мальчик - для чести. Девочка — не мальчик.
Не пугайтесь желанию вашей дочери быть красивой. Не оскорбляйте ничем это желание. Красоту в наш дом и мир приносит женщина. И в этом она незаменима. Научите вашу дочь быть красивой. Мать учит тем, что красива сама. Отец учит тем, что умеет красоту ценить.
Научите вашу дочь самоуважению и достоинству. Без них красота дешева. Без самоуважения и достоинства ваша девочка будет беззащитна перед случайностями и посягательствами мира.
"Высоко, очень высоко цени себя, — скажите вы ей, - и ты всегда будешь знать, как тебе поступить".
Чаще всего родители недовольны тем, что девочка слишком "много о себе думает" и стараются сбить эту раздражающую их спесь. А не стоит. Ошибки, несчастья в начале многих девических судеб происходит именно от того, что девочки невероятно низко ценят себя или не думают о себе вовсе.
Научите вашу дочь самостоятельности. Самостоятельность дают цель и работа. Без работы самоуважение превращается в претенциозность. Претензия и гордыня безобразят красоту, она становится пошлой.
Не переусердствуйте, воспитывая вкус вашей дочери. Часто девочки в пятнадцать лет вызывающе безвкусны: самая яркая косметика, самая страшная одежда. Но вкус не воспитывают запретами и навязыванием собственного вкуса.
Научите вашу дочь милосердию.
Это слово и понятие пока не вошли в наше общественное сознание. Давайте привыкнем и поймем, без милосердия и красота, и самоуважение, и независимость принесут дочери одни несчастья.
Лишая "счастья и теплоты других, женщина обездоливает себя. И чем меньше она это замечает, тем несчастнее будет, когда, наконец, обнаружит.
Если сможете, объясните дочери, что жизнь длинна. "Как бы ни был прекрасен или несчастен нынешний день и год, - скажите вы ей, - впереди будет много других. И все, что будет с тобой потом, зависит от сейчас".
Научите вашу дочь не бегать за счастьем. И, обдумывая, не рассчитывать.
Материнству специально учить не надо. Счастливые женщины — лучше матери.
Девочку в семье надо учить не только обслуживать себя, но и делать что-то для других.
Девочка должна уметь:
-в 3 года - одеваться, умываться, помочь накрыть на стол, разложить свои игрушки;
-в 4 года - зашнуровывать ботинки, вытирать пыль, полить цветы;
-в 5 лет - пришить пуговицу, убрать постель, постирать ленточки, платье куклы, помочь принести маме покупку из магазина;
-в 6 лет -вымыть чайную посуду, погладить под наблюдением маме ленточки, подмести пол, сшить маленькую наволочку, приготовить из готового теста, пользуясь формочкой, печенье;
-в 7 лет - почистить, нарезать овощи для винегрета, салата, приготовить фрукты для компота, перебрать крупу, пришить вешалку к халату, к полотенцу;
-в 8 лет - купить в магазине продукты: молоко, хлеб, пользоваться пылесосом, ухаживать за школьной формой, чистить щеткой пальто, ботинки;
-в 9-10 лет - вышивать, сварить яйцо, картошку, протереть пол.
Одинаково воспитывать сыновей и дочерей?
Если спросить об этом родителей, то большинство ответят утвердительно. Действительно, и дочерей, и сыновей мы хотим в одинаковой степени воспитывать добрыми, порядочными и трудолюбивыми людьми. Однако при этом мы часто неосознанно поддерживаем и развиваем у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков - смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. развиваем предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы перечисленных качеств не заложить у детей в дошкольные годы, это может привести к тому, что, став
взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными и общественными, социальными ролями. Немало молодых людей в силу несформированности у них качеств мужественности испытывают трудности во время службы в армии. Часто мужчины оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, перекладывают не плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. Вместе с тем, имеется немало "деловых" женщин, которые не обладают такими качествами, как мягкость, терпимость, снисходительность. Среди молодых женщин редко можно встретить хорошо подготовленных к роли хозяйки дома, жены, матери, хранительницы семейного очага.
Почему-то большинством родителей не берется в расчет, что в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола, как мальчик или девочка.
В развитии мальчиков и девочек очень рано проявляются физические и физиологические различия. У мальчиков и девочек существуют различия в росте, весе, окружности грудной клетки, в обменных процессах (общий суточный расход энергии несколько больше у мальчиков, чем у девочек); различаются их физические возможности: мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше , чем у девочек, сила рук и становая сила; у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, у них более развита мелкая
моторика, выше эмоциональная восприимчивость и вместе с тем большая сопротивляемость стрессовым ситуациям (врачи отмечают, что невзгоды у мальчиков -дошкольников встречаются значительно чаще, чем у девочек).
У мальчиков, как правило, игры динамичнее, эмоциональнее (в войну, в космонавтов, моряков), чем у девочек, и поэтому успокоить их значительно труднее. Девочки предпочитают главным образом более спокойнее игры н семейно-бытовые темы ("дочки-матери", "магазин", "детский сад").
У девочек отмечают большую зависимость от взрослых, послушание, у мальчиков - большую агрессивность и независимость.
К сожалению, родители не всегда серьезно задумываются над этими различиями и недостаточно учитывают их в воспитании своих сыновей и дочерей.
Большое влияние на формирование характера девочки оказывает пример матери, а на мальчика - пример отца. Одна мать раздражительна,
не сдержана, постоянно кричит на мужа и детей, не стремиться создать порядок и уют в доме. Другая ласкова, внимательна ко всем членам семьи, с уважением относится к мужу, старается такое же отношение воспитать у своих детей, сплачивает семью. Весьма вероятно, что девочка, воспитанная в первой семье, когда вырастет, будет так же кричать на своего мужа и так же относиться к своим семейным обязанностям, а девочка из второй семьи станет хорошей матерью, женой и хозяйкой, перенесет дух любви, миролюбия, терпимости и в свою собственную семью. Так же и сын, отец которого, устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим, в будущем, став взрослым, может перенять эти черты. А мальчик, воспитанный в семье, где отец старается по возможности облегчить домашний труд жены, активно участвует в воспитании детей, по-джентельменски относиться к женщинам, вырастет настоящим мужчиной, для которого, по определению В.А. Сухомлинского, характерен "долг мужчины", "ответственность мужчины и достоинство мужчины".
Но вместе с тем важно влияние матери на сына, а отца на дочь. Ярко выраженная женственность матери способствует развитию мужественности у сына, а мужественность отца - проявлению черт женственности у дочери. Поэтому так важно для воспитания детей влияние обоих родителей.
В семье, где мать одна воспитывает ребенка, необходимо (как мальчикам, так и девочкам) хотя бы эпизодическое привлечение к воспитанию близких семье мужчин - дяди, дедушки и других. Общение с ними в сугубо мужской деятельности (конструирование простейших моделей самолетов, катеров, починка бытовых приборов и т.п.) очень полезно мальчикам.
Девочки, у которых есть старшие братья, часто становятся "сорванцами", в то время как мальчики, у которых есть старшие сестры, перенимают
особенности их поведения. Родители должны учитывать это при воспитании детей.
-Постарайтесь воспитать в девочке и мальчике положительное отношение к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни. Уверенность ребенка в себе, определенность личностных установок и в конечном счете благополучие отношений в семье свидетельствуют о правильном воспитании.